Ежегодный отчет губернатора Законодательному собранию — обязанность главы города, зафиксированная в уставе. Что уже сделано? Что предстоит? И какие изменения в Санкт-Петербурге отражают слова губернатора? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Но начинаем мы с главного события этой недели. События, которое позволяет хотя бы отчасти понять, в каком Петербурге мы живём, в каком будем жить в ближайшем будущем. Каждый из нас отвечает на этот вопрос по-своему, исходя из той реальности, в которой каждый из нас существует. Но иногда появляется возможность соединить их в общий смысл, позволяющий понять, какой город мы строим сегодня. Это будет город про что? Для чего? О чём? Ради кого? 320 лет существует Петербург, всегда были разные ответы на эти вопросы. И революции, и перестройки, и войны, и до, и после — у каждой эпохи были свои ответы на эти вопросы. Но одно оставалось неизменным — Петербург как огромный корабль шёл вперёд по этим волнам времени, ничто не могло и не сможет остановить это великое движение.

И вот такое, казалось бы, официальное и даже протокольное событие, как ежегодный отчёт губернатора в Законодательном собрании, на самом деле, хороший повод ещё раз посмотреть, какой он, Петербург сегодня? Что скрывается за этими метрами, кубометрами, километрами, миллиардами и прочей сухой статистикой? Как это отражается на жизни каждого из нас?

И многие эксперты отметили одну особенность, которая появилась в формате отчёта губернатора в парламенте. Эта особенность как бы подчёркивает главный тезис, который должен стать ключевым в политике управления городом. Он заключается в том, что нет таких понятий, как власть и все остальные.

Нет, категорически нет. Есть великий город, который строим мы, петербуржцы, каждый на своём месте. Вот почему в Мариинский дворец во время отчёта губернатора были приглашены петербуржцы, которые особо проявили себя на этом поприще — строить наш современный Петербург. Вот давайте посмотрим на них. И чуть-чуть расскажем о них. Итак.

Владимир Токанов. Проходчик, кавалер двух орденов «За заслуги перед отечеством». В профессии почти 34 года. Построил 13 станций метро. Сейчас Владимир Николаевич строит станцию «Театральная».

Борис Ходин. Про него коллеги говорят: конструктор от бога. Именно он вёл весь цикл проектирования и изготовления гидроцилиндра — для разводных мостов. Борис Сергеевич в отрасли 47 лет, сейчас растит новых прорывных инженеров.

Руслан Бураев. Водитель автобуса. Он работает в самом большом районе — Приморском. Петербуржцы узнали об этом водителе зимой, когда Руслан спас человека. Остановился — оказал первую помощь. Такой поступок — это тоже профессионализм сотрудников петербургского транспорта.

Ольга Ракова. Победитель конкурса «Лучший Петербургский дворник». Она работает во Фрунзенском Жилкомсервисе №2. Ольгу Николаевну хорошо знают все жители домов на ее участке. Знают и ценят за то, что она сохраняет лучшие традиции ленинградских дворников.

Егор Плужников. Начальник отдела разработки беспилотных воздушных средств специального технологического центра — одного из лидеров в создании беспилотников. Егор Дмитриевич — ведущий разработчик Центра, создатель нового, крайне востребованного направления в беспилотной технике.

Татьяна Мартемьянова — тренер петербургской сборной по физике, учитель физико-математического лицея 239, кандидат педагогических наук. Двое ее воспитанников стали победителями олимпиады, ещё 15 человек — призерами. По учебникам Татьяны Юрьевны по всей стране учатся дети, увлечённые физикой.

Удивительная семья: Жихаревы. Мама — Елена Михайловна. Отец — Николай Николаевич. У них — шестеро детей. Один из сыновей — Александр — командир роты, погиб прикрывая своих ребят во время специальной военной операции. Президент своим указом присвоил Александру Жихареву звание Героя России. Сегодня его имя носит лицей, где учился Александр. Который закончили его младшие братья. Где сегодня учится его сестренка. Осенью в эту школу пойдёт его сын Коля.

А теперь давайте перейдём к самому отчёту губернатора. Не будем его слушать. Он достаточно объёмный. А лучше воспользуемся старой народной мудростью: лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Вот давайте и пойдём в город, посмотрим и проверим с цифрами и тезисами на руках то, о чём говорил губернатор. Детские сады, школы, кубометры, миллиарды, дороги, инфраструктуры — что скрывается за этими сухими строчками отчёта? Пройдём по этому городу, о котором говорил губернатор Петербурга. Какой это город? И почему он такой? Тему продолжит Антон Цуман»

Отчёт главы исполнительной власти города перед представителями законодательной власти — всегда событие. Это не право, это обязанность губернатора, закреплённая в Уставе Санкт-Петербурга. И в нынешних непростых экономических условиях особенно важно понять, какой путь у нашего города. Что уже сделано? Что предстоит сделать? И в соответствии с народной мудростью, чем сто раз услышать то, что сказал губернатор, лучше один раз увидеть как изменился Петербург за прошедший год. И как изменится.

Если весь Петербург представить как одну большую семью, то городской бюджет вполне можно назвать нашим семейным кошельком. И впервые в новейшей истории Санкт-Петербурга наш бюджет не только достиг планки в 1 триллион рублей, но и преодолел её. А чем «толще» наш городской кошелёк, тем больше у города возможностей для развития. Эксперты уже называют эту цифру в 1 триллион экономическим чудом в масштабах мегаполиса. И в очередной раз зафиксировано: бюджет города показывает уверенный рост, даже в условиях слома мировой экономики.

И поэтому неслучайно отчёт губернатора начался именно с бюджета. Ведь это тот фундамент, на котором держится бесперебойное функционирование каждой из его составляющих. Комфорта, транспортной инфраструктуры, социальной сферы, промышленности и безопасности.

Один из главных тезисов — комфорт начинается с нашего дома. То есть жилой инфраструктуры. И темпы её строительства действительно высоки — обеспеченность жильём в Санкт-Петербурге самая высокая среди мегаполисов России — 27,4 квадратных метра на человека. Но жилой квартал — ещё не город, на чём губернатор сделал особый акцент.

И вот одно из подтверждений факта, что системные проблемы решаются. Новый жилой микрорайон на Идрицкой улице. Этот детский сад — дошкольное подразделение 376 школы — открылся всего две недели назад и уже принял первых воспитанников — жителей близлежащих новостроек.

Садик укомплектован всем необходимым — бассейн, развивающие обучающие программы. Но главное преимущество — шаговая доступность, не только для садика, но и будущей школы, строительство которой находится на завершающем этапе. И это, по словам губернатора, принципиальное значение. Всего до конца года будет открыто 19 новых школ и 37 детских садов.

Но кварталы не только нужно строить, а поддерживать в них чистоту и порядок. И символом коренного преобразования в этой сфере — стал переход на новую систему уборки внутриквартальных территорий. Закуплено больше 2 тысяч единиц техники, она уже поступает в распоряжение городских районов, жилищные агентства которых теперь напрямую ответственны за качество уборки внутри кварталов.

Благодаря этому в городе появилось 6 тысяч новых рабочих мест с конкурентными зарплатами. И это, по словам губернатора, было лишь первым этапом в системе коренного изменения в подходе к уборке всего города. И это событие, по сути, новая веха в транспортной истории Петербурга. Ведь последняя переправа через Неву — Большой Обуховский (он же Вантовый мост) была построена ещё в 2007 году. А новых разводных мостов в городе не строили больше полувека.

Представитель генерального проектировщика рассказывает — мост не только свяжет два городских района, но и станет по сути одной из завершающих звеньев объездной магистрали, которая позволит существенно разгрузить центр города.

Но важны не только новые дороги и ремонт уже существующих. Ни один мегаполис 21 века не может функционировать без системы общественного транспорта. И изменения последних лет заметны, что называется, невооружённым взглядом. Вот так, например, полным ходом идёт строительство новых линий и станций метро. Три из которых город получит уже в 2024 году.

Ушли в прошлое маршрутки, льготы действуют одинаково на всех наземных видах транспорта. Система общественного транспорта обновляется не только по сути. Но и по форме, с точки зрения самой техники.

Вот один из новых составов, которые уже вошли в эксплуатацию в депо «Автово». Называются по-петербургски: «Балтиец». Такие уже можно встретить на «красной линии» метрополитена. А всего таких вагонов закупят 950 единиц. Вот оно — будущее нашего метро, которое можно увидеть уже сегодня.

Умный город — это, прежде всего, город с развитой экономикой и технологическими компетенциями. А основа экономики — промышленность. И Петербург здесь не исключение. И в условиях колоссального санкционного давления пришлось не только приспосабливаться к ним, но и искать возможности для развития. И Петербург с честью выдержал это испытание.

Темпы роста индекса промышленного производства в обрабатывающем секторе выросли на 105,1%, выше общероссийского уровня. На верфях строятся новые суда. От рыболовных траулеров до атомных ледоколов. Производится сельскохозяйственная техника. Развёрнут выпуск импортозамещающей продукции. И даже в непростой экономической ситуации открыто 26 новых производств и промышленно-логистических комплексов.

И эта только одна из развивающихся промзон. Подобная инфраструктура со временем получит новое развитие в Обухово, Рыбацком и в районе Ижорских заводов. А создаваемые городом логистические связи и коммуникации в свою очередь будут привлекать новых промышленных инвесторов, дополнительно укрепляя экономику, уверены эксперты.

Урок пандемии был успешно усвоен городской системой здравоохранения. На базе больниц создано 6 корпусов-трансформеров почти на 2 тысячи мест мобильного резерва. Поликлиники города перешли на новый, бережливый формат. Но одним из главных новшеств стало особое внимание к диагностике онкологических заболеваний.

Главный врач поликлиники №3 Василеостровского района рассказывает о новой медтехнике, которой укомплектован центр онкологической помощи. По её словам, с момента открытия в ноябре прошлого года обследование здесь прошли 5,5 тысяч человек. А с недавнего времени исследования проводятся и на этом новейшем компьютерном томографе, закупленном специально для центра.

За прошлый год Петербург принял 8 миллионов туристов. И эта индустрия продолжает развиваться в Петербурге очень быстрыми темпами. Один из примеров — Кронштадтский район. Последние несколько лет можно было наблюдать, как в прошлом закрытый изолированный город превращается в один из флагманов петербургского туризма. И одним из символов этого превращения стала первая атомная подлодка К-3, которая, перед тем как встать на вечную музейную стоянку, «проплыла» по улицам Кронштадта.

И это уже не говоря о начале реставрации исторических укреплений острова Котлин. Александр I, Пётр I и Кроншлот. «Остров фортов» — теперь не только самоназвание Кронштадта, но и туристический бренд. Музейно-исторический парк на берегу залива, место для отдыха без отрыва от исторической памяти.

Но понятие «открытый город» всегда соседствует с понятием «безопасный город». Принятые меры сократили  количество тяжких и особо тяжких уличных преступлений почти на треть за прошлый год. Во многом благодаря системе средств наружного наблюдения. Камеры дорожные, уличные и даже домофонные.

Городской мониторинговый центр. Этот зал, по сути, та точка силы, куда стекаются сигналы со всех камер, подключённых к системе. Передвижение любого правонарушителя теперь можно отследить. И этот опыт решено расширять. Сегодня к системе городского мониторинга подключено 74 тысячи камер, в этом году их количество доведут до 90 тысяч.

И все эти иллюстрации лишний раз доказывают то, как многогранен Петербург. Это и туризм, и промышленность, и культура, и здоровье каждого петербуржца. И итог отчёта губернатора такой: мы смогли противостоять вызовам нового времени, сохраняя при этом дух трепетного отношения к культурному наследию и бережному отношению к социальной сфере. Петербург продолжает своё движение вперёд как безопасный, открытый и комфортный мегаполис 21 века.