ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И от городской хроники переходим к главному празднику, который мы отмечали на этой неделе. Конечно же, это День космонавтики, 12-е апреля. День, который в 1961-м году разделил всю мировую историю человеческой цивилизации на «до» и «после». До полёта Гагарина и после него. Петербург в этом прорыве нашей страны сыграл огромную роль. Достаточно лишь вспомнить газодинамическую лабораторию в Петропавловской крепости, где проводились первые эксперименты по запуску первых моделей ракет. Но есть ещё огромное количество мест на карте нашего города, которые подтверждают этот статус — Космический Петербург. Причём во всех смыслах этого слова — космический.
Вот давайте в связи с этим посмотрим нашу рубрику «Петербургский следопыт», и пройдём по адресам космического Петербурга. Их много, поэтому выберем лишь пять. И хотя бы про них постараемся успеть рассказать. Иначе этой теме надо посвятить будет не одну программу. Итак, смотрите. Петербургский следопыт. Прогулки по космическим адресам нашего города».
Помятая «Кастрюля». Петропавловская крепость. Музей космонавтики
Петропавловская крепость. Здесь в Музее космонавтики находится один из самых дорогих экспонатов отечественной истории освоения космоса. СП-65. Спектральный прибор 65-го образца. Именно этот прибор должен был лететь в аппарате, который вывел первое живое существо в мире на космическую орбиту. Первое живое существо в космосе. И этот маленький, размером со скороварку, прибор — СП-65. Вот они, пионеры космоса. За 4 года до полёта Гагарина. Но во время транспортировки его повредили. Он упал. И крышка его помялась. Поэтому его оставили на земле. А вместо него полетел прибор-дублёр. Тот самый, который и сгорел в корабле вместе с героической собакой Лайкой через пять часов после вывода на орбиту. Лайка и дублёр СП-65 погибли. А эта с виду помятая кастрюлька — как напоминание о подвиге тех, кто открывал первые космические горизонты для полёта Юрия Гагарина.
«Поехали!» Улица Марка Галлая
Эта улицу рядом со станцией метро «Пионерская» назвали в честь Марка Лазаревича Галлая. Лётчика. Героя Советского Союза. Именно он был инструктором по подготовке первой группы космонавтов. Так называемой гагаринской шестёрки. И именно у него, у своего учителя Юрий Гагарин взял в оборот это ставшее знаменитым «Поехали». Дело в том, что по уставу и должностной инструкции лётчики-испытатели обязаны были перед началом работы на тренажёрах говорить: «Экипаж, взлетаю». Но Марк Галлай категорический не любил эту дежурную команду. И заменил на более простое и человеческое «Поехали». И так привыкли говорить все члены группы по подготовке к первому полёту в космос, включая Гагарина. Более того, по воспоминаниям самого Галлая, однажды он рассказал анекдот, над которым очень смеялись все его ученики. Анекдот в одно предложение: «Поехали», — закричал попугай, когда кошка тащила его из клетки за хвост. Вместе со всеми смеялся и Юрий Гагарин. До первого полёта человека в космос оставалось буквально несколько недель. А потом весь мир услышал это знаменитое гагаринское «Поехали».
Петербург в невесомости. Мостики у Летнего сада
В Петербурге можно испытать то, что испытывают космонавты в космосе. Пусть на мгновение, пусть чуть-чуть. Но возможно. Причём этот уникальный эффект абсолютно похож на состояние невесомости. Это подтверждают настоящие космонавты. Путь по этим трём мостам невесомости лежит через набережные от Эрмитажа до Летнего сада. Вот как это происходит. Эрмитажный мост. Далее Верхний Лебяжий мост. И Прачечный мост. Радиус этих мостов такой, что даже при скорости 40 км в час возникает эффект невесомости. Но категорически не рекомендуем превышать эту скорость. И напоминаем. Скоростной режим на данном участке дороге установлен — не более 60 км в час. Превышать нельзя. Запрещено ПДД. Летать будете в космосе. А здесь ездить. По правилам.
Ракеты во дворе. 1-я Красноармейская
То, что Петербург — космический город, можно заметить практически на каждом шагу. Вот, смотрите. Идём по первой Красноармейской. Проходим мимо ворот Военмеха. Ждём, пока они откроются. И вот, видите: ракета во дворе. Это не декорация. А реальная ракета дальнего эшелона ПРО А-925,АМУР. По кодификации NATO /ABM-4 GORGON — противоракета дальнего перехвата, с радиусом поражающего действия до тысячи километров. Это часть музейной экспозиции этого уникального университета, из стен которого вышли многие наши российские космонавты. Но всё равно. Представьте себе. Где ещё в мире есть город, в котором вот так запросто во дворе лежит ракета дальнего радиуса действия? Ответ — только в Петербурге.
Народный гимн космонавтов. Ленинградские «Земляне»
Эту песню в 2009 году решением руководства корпорации Роскомос признали неофициальным гимном российской космонавтики. Выдали даже соответствующий сертификат. Но впервые про траву у дома в СССР услышали в 1982 году, в День космонавтики. В телевизионной программе «Притяжение Земли». Пел её автор — композитор Владимир Мигуля. Пел вяло и невыразительно. И лишь когда эту песню обработали «Земляне», она зазвучала и стала самой популярной космической темой в нашей стране. По словам солиста группы Сергея Скачкова, им долго не давалась аранжировка. И тут они услышали песню «Женщина дьявол» Клиф Ричарда. И как только земляне услышали этот рифф, они сразу поняли, что им надо. Но самое главное — именно в Петербурге делались первые шаги в области отечественного ракетостроения. И у нас же родилась музыка, объясняющая нам, землянам, что испытывают космонавты, когда покидают нашу планету.