В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.
Дарина Шарова, ведущая: Уже в это воскресенье православные христиане будут отмечать Великий светлый праздник — Пасху. В преддверии этого дня предлагаем посетить главный музей страны, где для посетителей открыта постоянная экспозиция древнерусской иконописи XIV — начала XVIII века. Сколько представлено экспонатов на экспозиции?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: У нас там находятся 84 иконы. Иногда даже корректируются датировки. Поэтому мы можем даже говорить о конце XIII — начале XVIII века. Это важнейшие произведения, которые довольно редко экспонировались, поскольку были собраны во время экспедиционных выездов. В основном это были 50-60 годы. После шла долгая работа по их реставрации. Открытие выставки состоялось в 2020 году. Мы его приурочили к 100-летию человека, который её собирал — Александры Семёновны Косцовой. Для нас это очень важно, потому что мы всегда храним память эрмитажных сотрудников.
Михаил Спичка, ведущий: Все ли иконы легко датируются?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: Это очень сложная работа. Потому что иконы не подписывали. На них традиционно нет ни дат, ни имен мастеров. Поэтому ориентируемся на описи, а если их нет, то на стилистический анализ. И очень часто ученые спорят между собой, потому что произведения бывают сложными.
Михаил Спичка, ведущий: Как менялись сюжеты в иконописи от XIV века к началу XVIII века? Или это такой незыблемый канон?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: Все менялось. К нам проникали западноевропейские образцы, и уже по их иконам менялись и наши. Потому как домысливать русские мастера не могли того, что не описано в Евангелии.
Дарина Шарова, ведущая: Расскажите об истории иконы Святого Николая?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: Эта икона встречает всех входящих сФельдмаршальского зала. Эрмитажная экспедиция обнаружила её в Новгородской области. Там раньше был Рождественский мужской монастырь, который в начале XVII века из-за разных военных интервенций был упразднен, и храм стал приходским. В конце XIX века в описи упоминали о древнем образе Николая, который там сохранялся.
Михаил Спичка, ведущий: Это же не единственная выставка в Эрмитаже, посвященная Пасхе?
Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи: Еще полторы недели будет открыта выставка, на которой можно будет ознакомиться с прекрасным собранием не только пасхальных яиц, а также познакомиться с обрядами, которые у нас существовали в Императорской России, связанные с этим светлым днем — Христовым воскресеньем. До 23 апреля выставка будет открыта.