ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь мы хотим начать поздравлять с наступающим праздником мужественных и героических людей, жизнь которых связана с подводным флотом. 19-го марта мы будем отмечать День подводника. Именно в этот день 19-го марта 1906 года император Николай II подписал указ о зачислении в классификацию судов военного флота России новые типы кораблей — подводные лодки.

Служба на подводном флоте, как говорят сами подводники, это не служба. Это либо судьба, либо религия. Случайно сюда не попадают. Ведь условия, в которых они служат, тяжелее даже чем те условия, в которых работают космонавты. Вот почему главный тост этих мужественных людей в этот праздник звучит очень лаконично и точно, открывая весь героизм службы на подводном флоте: выпьем за то, чтобы количество погружений равнялось количеству всплытий.

Вот давайте поговорим об этом тяжёлом хлебе подводников с одним из самых компетентных экспертов в этой области — с Игорем Курдиным, который в своё время был командиром на трёх субмаринах. Итак, подводный флот — это либо судьба, либо религия. И вот, почему. Смотрите».

— На груди — значок с подводной лодкой. Что это значит?

ИГОРЬ КУРДИН, капитан 1 ранга ВМФ России, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков ВМФ:

«Его официальное название — «Командир подводной лодки». Это знак 1942 года. Когда я ещё служил, были такие порывы — это старая лодка, времён Великой Отечественной войны, давайте сделаем современный знак, атомоходы… Все командиры выступили категорически против. Это тоже традиция. И сохранилась красная звезда. Это самый уважаемый знак на флоте. Этот знак пожизненный. Я его получил еще помощником командира, капитаном-лейтенантом. Чем очень гордился».

— Служба на субмарине, подводном крейсере — это с точки зрения существования человеческого организма античеловеческие условия. Что заставляет людей идти служить на подводный флот? Что такое служба на подводном флоте? 

— Когда клуб образовался, один из наших товарищей придумал девиз клуба, он сохраняется до сих пор. Подводный флот, подводная служба — это не работа и не деятельность. Это судьба и религия. Плавание под водой настолько опасно, нет ничего более опасного, чем толща воды, чем океан. Люди, которые занимаются подводным плаванием, выходят в море, прекрасно зная, осознавая эту опасность, которой они подвергаются. Когда я уже был командиром, когда ты спишь —  даже ещё ничего не случилось, меняется тон, что-то, шум вентиляторов, электричество на лодке постоянно что-то шумит — вдруг что-то поменялось, и я просыпался. Лодку надо чувствовать. Это касается не только командиров.

 — Ты автор этой очень серьёзной, детальной книги, которая раскрывает тайну катастрофы АПЛ «Курск». Что всё-таки там произошло?

— Существует две версии гибели «Курска». Первое. Это техногенная катастрофа, к которой привело общее состояние страны и флота, естественно, когда взорвалась торпеда. Толстая торпеда. Это моё личное мнение по изучению характера аварии, документов по её изготовлению, транспортировке, погрузке и так далее. Я в этом уверен.

Но существует и вторая. Да, взрыв торпеды был. Но причина — либо ракетная атака вражеского корабля. Либо таран. Может быть, непреднамеренный.

Но эта цепочка, которая выстроилась, начиная от того, что плохо сделали торпеду на заводе в Алма-Ате, и заканчивая неготовностью флота, Северного в данном случае, к спасательной операции, ребята с «Курска» заплатили своими жизнями за то, чтобы подводники следующих поколений не повторяли. К сожалению, сделано далеко не всё.

— Даже срабатывание спасательного буя. Почему только один сработал? Со вторым что? Кто-то же его заряжал, проверял соответствие техническому регламенту, состояние этого буя? Виновные же должны были быть найдены?

— На всех лодках два аварийно-спасательных буя. Когда лодка терпит бедствие, ложится на дно, буи всплывают, спасатели видят, как лежит лодка. На «Курске» конструктивно один буй. Почему не спроектирован второй? На этот вопрос мне так никто не ответил. Этот буй был заблокирован с момента постройки. Мало ли, потеряется, он дорогой.

— Что значит заблокирован?

— Чтобы его привести в действие, надо перед выходом в море одно повернуть, другое отключить… Этот подошел — сделал. Ты подошёл — проверил. Все расписываются. Приехала комиссия, дивизия, флотилия, флот — все проверяют. Что они проверяли? Наличие подписи. А буй был заблокирован. В уголовном деле по гибели «Курска» сказано: капитан-лейтенант такой-то, который должен был разблокировать, виновен, свою вину искупил своей смертью. Вот и всё. А где фамилии тех, кто должен был проверить фактическую готовность этого буя? Люди уходят в море, а виновные остаются на берегу.

— А что с комингс-площадкой, куда не могли присоединиться норвежцы? Почему не состыковывалось? Она погнулась? Или тоже кто-то что-то «по регламенту» сделал?

— Комингс-площадка — это круг из нержавеющей стали, отполированный, на него даже запрещено наступать. Аппарат подходит, на него садится, из переходного модуля откачивается вода, и он прижимается, присасывается. Корпус подводной лодки покрыт слоем резины. Мне рассказывали офицеры, что эта резина заходила за этот круг, за эту комингс-площадку. И этот модуль садился на резину. Он не доставал. Это была системная ошибка.

— Какой главный смысл, главный урок извлечь?

— Ответственность за порученное дело. Ответственность, которая базируется на профессионализме.

— Сейчас, когда мир проходит через такую сложную ситуацию, что бы ты сказал тем, кто любит оперировать угрозой ядерного оружия?

— Любое применение ядерного оружия, тактического, какого-то ограниченного действия — это неизбежно приведёт к третьей мировой войне. Применение ядерного оружия будет с обеих сторон. Ущерб будет невосполнимый. Что будет с нашей планетой, не побоюсь этого слова, после ядерной войны у нас начнётся, как в фильме ужасов, мы получим мёртвую планету. Победителей в ней не будет. Массированный пуск одной ракеты — 16 ракет на моей подводной лодке крейсере К-407 «Новомосковск», он до сих пор в строю, лодка очень надёжная — 16 умножь на 7 боеголовок. Вероятность того, что их всех собьют, равна нулю. Бряцать ядерным оружием не должен никто. Надо осознавать последствия. А они будут катастрофические.

— И в заключение. Ты как боевой офицер, трёх АПЛ в День подводника своим коллегам и всем нам что бы пожелал?

— Говорят, что в английском флоте в личном деле офицера есть графа — удачлив офицер или нет. Не знаю так это или не так. Но я всем подводникам и вообще всем военным морякам желаю удачи. Чтобы число погружений всегда равнялось количеству всплытий. Чтобы на берегу вас всегда ждал надёжный и крепкий тыл: ваши жены, матери, сёстры.