Исторические и отреставрированные, со старинной мебелью и антикварной посудой — их история скрыта от горожан. Интерьеры исторических квартир Санкт-Петербурга и их хозяева — в репортаже Натальи Медведевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Одна любопытная информация появилась среди рекламных объявлений. Информация, которая отчасти раскрывает ответ на главный вопрос нашей программы: «Санкт-Петербург сегодня. Что это за город?» Так вот, Санкт-Петербург сегодня — это город, в котором можно арендовать квартиры за 120 тысяч рублей в сутки. То есть, чтобы один месяц пожить в этой квартире с коммуналкой получится почти 4 млн рублей. Ещё раз: это стоимость аренды квартиры в месяц — 4 млн рублей. Причём квартира так себе. Нет даже вида на Неву. Но стоимость аренды этой квартиры превышает стоимость аренды квартиры даже в Москве. То есть там по стоимости какие-то хрущёвки по сравнению с нашими петербургскими расценками. А у нас так — с имперским размахом. 120 тысяч рублей в сутки. Вот, кто хочет пожить в ней? Предлагаем вам такую виртуальную возможность. Что называется, приценитесь. Квартира, кстати, не очень большая: всего-то 5 комнат.
И это рекламное объявление — хороший повод поговорить вообще об особенностях такого феномена, как старые петербургские квартиры. Ведь, находясь в некоторых из них, можно на себе испытать эффект машины времени. То есть многие старые петербургские квартиры позволяют в буквальном смысле перенестись из одной эпохи в другую. И для этого путешествия во времени не нужны никакие законы квантовой физики. Нужно только знать их адреса. Давайте пройдёмся по ним и посмотрим на эти уникальные квартиры в репортаже Натальи Медведевой».
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Исторический центр Петербурга на 94 процента состоит из доходных домов. За их фасадами — удивительные парадные. Например, как здесь, с собственной библиотекой. Но самое интересное все же скрыто от посторонних глаз, за деревянной дверью».
Петербургские квартиры — отдельный мир. Попадая в некоторые из них, словно на машине времени переносишься в другую эпоху, дореволюционную. Сегодня есть люди, которые готовы показать нам, как Петербург жил раньше.
Доходный дом Галунова. Год постройки — 1884-й. С самого основания здесь живет семья Белицких. Уже в пятом поколении. Квартира пережила революцию, блокаду. Мебель здесь сохранилась ещё от прабабушек и прадедушек. Так и живут в этих интерьерах почти полтора века. Последний ремонт, к слову, делали ещё при Брежневе. Но сегодня квартира все-таки дождалась ремонта. Начали с коридора. Задача — сохранить аутентичность интерьеров. Поэтому старинные двери, которые открывали еще пять поколений назад, здесь не меняют на современные, а реставрируют. Восстановили и старинную изразцовую печь, которая ещё во время блокады согревала хозяев квартиры.
Аутентичные интерьеры для современного Петербурга, скорее, раритет. В советские годы распространение коммуналок, идеология отказа от «излишества и мещанства» привели к нежеланию поддерживать старый интерьерный быт. А ведь именно он сегодня может рассказать нам, как раньше, до революции, жили обычные люди.
Сохранить всё, что досталось от предков, решила Екатерина Юхнёва. Она проводит экскурсии по своей квартире. Показывает, где спали, как обедали и даже как закрывали входную дверь в начале прошлого века.
По статистике каждые два дня исчезает одна историческая квартира. Основная причина — ремонт. И, кажется, история этих комнат скоро останется только на фотографиях. Но сейчас ещё можно прикоснуться к уникальным, старинным интерьерам.
Заходишь в эту квартиру и словно попадаешь в готический замок. Или в музей. В таких интерьерах живут Игорь Ямшанов с женой Татьяной. Все эти вещи собирали 11 лет. И продолжают до сих пор. Уверены, антикварный интерьер никогда не будет завершён. Это всегда процесс. Коллекция постоянно пополняется. А предметы перемещаются с места на место, примеряя на себя всё новые роли.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«За этими интерьерами не замечаешь предметов жизни современного человека. Вот, например, каминный портал, которому почти 150 лет, обрамляет обычный телевизор».
К слову, такая обстановка свойственна и дореволюционному Петербургу. Например, такой туалетный столик или буфет. За этой мебелью несложно ухаживать. Пыль здесь протирают 5-6 раз в год. Чаще нельзя — вредно для антиквариата.
Доходный Дом Лидваль. Четверть века назад здесь поселилась юридическая компания. Из 180-метровой квартиры сделали офис в стиле северный модерн. Такой и был здесь до революции.
Так помещение выглядело до ремонта. На стенах килограммы штукатурки, потолок в известке. От северного модерна частично осталась лепнина и старинный камин с подлинным изразцом. Офис ремонтировали вместе с архитекторами академии Штиглица. За образец взяли интерьеры детского сада в соседней квартире. Интерьер в офисе — это не новодел. Это реставрация, для которой важны все исторические элементы.
Вот так история переплетается, а прошлое становится ближе. И мы можем к нему прикоснуться, попав в старинные, петербургские квартиры. Сегодня они как отдельный мир. Словно Атлантида, осколки которой остались далеко в прошлом. Но их все еще можно увидеть за фасадами старинных петербургских домов.