Самые востребованные специалисты и профессии будущего — в репортаже Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И ещё новости из городской хроники. На этой неделе в Петербурге прошёл 7-й международный форум труда. Это крупнейшая на евразийском пространстве дискуссионная площадка в сфере трудовых отношений. Здесь  рассматривается весь спектр вопросов рынка и экономики труда. Форум объединяет представителей профессионального сообщества, власти, бизнеса, образования, профсоюзов. Очень важные темы обсуждали на форуме. Ведь структурная перестройка экономики неизбежно ведет к изменениям на рынке труда. А у нас сейчас, в связи с санкциями и тотальным экономическим давлением, которое оказывают на нашу страну Соединённые Штаты и многие страны Европы, идёт даже не структурная перестройка, а революция рынка труда. Возникают новые потребности в профессиональной рабочей силе. Меняется наша экономика, меняется и рынок труда.

А какие профессии сейчас самые высокооплачиваемые? Какие исчезают прямо на наших глазах? А какие профессии будут самыми актуальными и необходимыми в ближайшем будущем? Об этом — в репортаже Полины Ганичевой».

В Петербурге самый низкий в России уровень безработицы. Почти 2%. Устроиться по специальности здесь не проблема. Проблема найти ту самую, востребованную, с хорошей зарплатой и по душе.

СВАРЩИК

Обычно под Цоя или Арию в цехе на Кооперативной варят металл. Делают трубы для котельных. Самый скромный (потому что 5 дней в неделю проводит в полной темноте — в маске с защитным фильтром) Умарбек Муззафаров. Обижается, когда говорят, что его специальность не творческая.

УМАРБЕК МУЗАФФАРОВ, электрогазосварщик:

«Сварка — это такая интересная наука, потому что в процессе сварки протекают различные химические и физические процессы. И сварщик здесь выступает как художник».

Для Умарбека каждый сварочный шов — это и скульптура, и музыка. А переводя на язык производственный: постоянные вода и газ и их безопасность в домах и на производствах.

Сделать (даже из меня) сварщика могут как на двухнедельных курсах, так и за 3 – 4 года обучения. С трудоустройством проблем не будет. Сегодня это одна из самых востребованных профессий в Петербурге. Зарплата зависит от квалификации. Сварка — это искусство мелочей. Лишний миллиметр шва, доля секунды — вот то, что отличает качество от брака. Возможно, именно благодаря этой щепетильности уже 2000 лет профессию сварщика можно назвать одной из самых стабильных.

МАШИНИСТКА-СТЕНОГРАФИСТКА

Мне — человеку, который печатал только на компьютере — не повторить. Каждый знак нужно «вбивать». Машинистка-стенографистка Галина Рябыкина по специальности не работает уже много лет, но руки даже без машинки помнят.

ГАЛИНА РЯБЫКИНА, машинистка-стенографистка:

«Твой удар должен быть, чтобы шестой экземпляр под копирку был у тебя такой же чёткий, как первый».

Галина печатала документы на одном из ленинградских заводов. Тогда такие специалисты требовались в каждый цех, на любое производство. В семье были уверены: работа у неё будет всегда.

Сегодня её внуки на смартфоне одним пальцем печатают быстрее, чем она. А профессию официально стёрли из всех документов. Какую отменят следующей? Отвечает председатель Комитета по труду и занятости Дмитрий Чернейко.

ДМИТРИЙ ЧЕРНЕЙКО, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга:

«Реальное количество вакансий превышает 100 000 человек. Требуются все. Вот реально все. Водители, курьеры, все специалисты системы машиностроения — вот вообще все. В офисы требуются все. Возможно, какой-то избыток людей в финансовой сфере существует. Поймите, ни увольнений массовых нет, ни простоев».

В сфере медицины и добычи сырья на работу принимают практически каждого первого желающего: конкуренция в стране минимальная из-за нехватки кадров. А вот юристов, бухгалтеров и работников образования стало слишком много — поэтому на одну вакансию конкурс в среднем 5-9 человек на место. Добавим к этому автоматизацию документооборота и денежных операций, и получается, что через несколько лет могут исчезнуть менеджер, экономист, юрист и даже учитель. Главный вопрос: какие профессии займут их место?

СПЕЦИАЛИСТ ПО 3D-ПЕЧАТИ

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Черепа, дальше беда всех студентов-медиков — височная кость — больше 200 наименований, и все на латыни. Вижу зубы, части челюсти и копчик! Если никогда не видели, как выглядит копчик — мы вам покажем. Вот он. Всё это анатомические модели — реплики реальных костей, изготовленные из этой жидкости — фотополимера. Что называется, было — стало через 7 часов».

Весь этот набор напечатан на 3D-принтере. Точность такая, что даже медики перед сложными операциями на сердце отправляют в этот офис его снимок и заказывают прототип из полимера, чтобы к ней подготовиться. А если мы возьмём катушку с материалом другого цвета, то на выходе получится уже другая модель.

Материалы для 3D-печати могут пережить полёт в космос,  нагрев до 300 градусов или на обычном солнце превратиться в пыль. На таких принтерах печатают всё: от форм для серийных производств, до партий обуви и деталей авто. Дешевле и быстрее, чем на отдельном заводе.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛЕНКО, директор студии 3D-печати:

«Представьте, что у вас есть офис. В нём стоит множество устройств. На любое из них вы можете отправить на печать документ. Здесь принцип тот же самый. Оператор запускает процесс. Всё остальное делает машина. Оператору нужно будет подойти раз в неделю — заменить материал».

Но человек такому принтеру всё-таки нужен, но не исполнитель, а проектировщик будущих изделий.  Это самое сложное. А принцип работы самого принтера очень прост. Вот детская игрушка — 3D-ручка. По сути, младшая сестра большого принтера. И если заменить ручку на принтер, а пластик на бетон — построить можно даже дом, напечатать его за сутки. И если 3D-печать — это технология  будущего, то 3D-специалист — его профессия.

Уровень конкуренции на петербургском рынке всё ещё один из самых высоких в стране. Это значит: выбирает не соискатель, а работодатель. И не по законам рынка, а по принципу естественного отбора: выживает (то есть получает вакансию) сильнейший.