ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Начинаем мы с темы, за которой мы пристально следим на протяжении нескольких наших выпусков. Мы уже и делали специальный репортаж и давали реакцию силовых структур на наши сообщения. И мы будем продолжать следить за этой ситуацией. Да, пусть в корне, в масштабе всей страны мы не сможем поменять эту реальность, но так мы спасём хотя бы один из уникальных памятников нашего исторического наследия. Есть библейская мудрость: вместо того, чтобы клясть тьму, нужно зажечь хотя бы одну свечу. Вот мы её и продолжаем зажигать. Точнее, пытаемся сохранять, сохранять один из наших памятников.

Речь идёт о знаменитой даче Фаберже. Семейство Фаберже — одни из самых богатейших людей Российской Империи. Причем не только в России, но и в Европе. Активы наших современных олигархов — это смешные крохи по сравнению с тем богатством, которыми владели представители Дома Фаберже.

И вот дача Фаберже в Осиновой роще. Её современники за роскошь и богатство в начале 20-го века называли «малым Эрмитажем». В наше время в 2016 году этот памятник культуры федерального значения был передан на баланс Федерального агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры — АУИПИК. И вот как эта федеральная структура следила за этим памятником, можно понять по кадрам одного из наших репортажей.

Именно тогда после нашего репортажа Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное по факту халатности в плане эксплуатации и сохранения памятника федерального значения. Деньги на содержание, ремонт и эксплуатацию дачи Фаберже выделялись из федерального бюджета. Но ничего не делалось. Представители следствия назвали такое действие, а точнее, бездействие мягким словом — халатность. А по сути — это уничтожение и убийство нашего памятника. И вот, внимание.

На днях пришла информация о ходе расследования этого уголовного дела. Цитирую по сайту Следственного комитета: «Директору филиала Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Александру Панченко, обвиняемого в халатности из-за состояния дачи Фаберже в Осиновой роще, выбрана мера процессуального принуждения — обязательство о явке. Обязательство о явке означает согласие давшего его лица на ограничение его конституционного права на свободу передвижения, поскольку реализация этого права зависит от решения органа расследования или суда явиться по вызову в определенное место и определенное время». Говоря языком обывателя, с директора филиала этого федерального агентства взяли «подписку о невыезде». Для дальнейших мер процессуального реагирования в рамках возбуждённого уголовного дела.

И любопытная деталь. Вот сайт этого федерального агентства. Подчиняется оно, кстати, Министерству культуры. И вот, сразу же после того, как пришла эта новость, со страницы сайта исчезла фотография директора филиала агентства Александра Панченко. Убрали от греха подальше. А вдруг осудят. Что потом люди скажут?

Одним словом, ситуация с дачей Фаберже на днях получила новое развитие. Правоохранительные органы не собираются останавливаться и будут, говоря языком оперативников, «дожимать это дело до конца». Может быть, Панченко и не виноват совсем. Может, деньги, которые выделяли на реставрацию и содержание дачи Фаберже, исчезли по вине каких-то других лиц и злодеев. Этого мы не знаем. Но мы точно знаем, что скоро вопрос о том, кто виновен в разрушении дачи Фаберже, скоро будет рассматриваться в суде. И о решении суда мы обязательно сообщим вам в других наших выпусках. А пока полетели дальше».