Полина и Даша очень любят пить чай — с сушками, печеньем, конфетами или без всего. Главное — с мамой. Такая простая детская радость, которая доступна не всем. Аринино детство прошло совсем в других условиях.
АРИНА ДУБИНЕЦ, постоялица приюта «Мама рядом»:
Я видела документы на маму. Она нас не то что отдала в детский дом, она нас в мусорные мешки, большие, плотные, которые для уличных контейнеров, положила с документами — до свидания.
Спокойная, внимательная к потребностям ребёнка. Мама рядом — главное условие счастливого детства и нормального развития малыша. Именно так назвали приют для выпускниц сиротских учреждений, которые, когда росли, не имели перед собой достойного примера семейных отношений. И теперь даже самые простые бытовые вещи и взаимодействие с собственными детьми даются им с большим трудом.
ТАТЬЯНА БОНДАРЕНКО, руководитель приюта «Мама рядом»:
Жизнь у них была нелёгкая, у девочек этих. И где им брать этот опыт и что они видели в своей жизни? И даже девочки, которые пожили какое-то время в семье, то опыт у них, к сожалению, печальный. А когда они сталкиваются с трудностями, у них бытует такое мнение, что сами-то они выросли в детском доме — ничего страшного не будет, если их ребёнок туда тоже попадёт, хотя бы он не будет голодать. Но всё-таки на каком-то этапе принимают волевое решение — оказаться в таком заведении, как у нас.
Одной любви недостаточно, чтобы стать хорошим и безопасным родителем. Нужна мотивация, силы, навык, поддерживающая среда. В приюте каждая мама живёт со своими детьми в отдельной комнате. Под присмотром и с помощью социального работника учится вести хозяйство, следить за порядком и готовить полезную еду, общаться с ребёнком, разбираться с накопившимися проблемами со здоровьем или образованием, взаимодействовать с социальными инстанциями, оплачивать счета , получить услуги МФЦ, добиваться положенных по закону льгот. Для многих постоялиц остро стоит вопрос с жильём — здесь его тоже помогают решить.
АДЕЛИНА ШВАЙКО, постоялица приюта «Мама рядом»:
Детский дом. Один закрылся — в другой перевели, потом тот закрылся — в Питер перевели. Тот закрылся — не поставили в известность, поэтому вопрос с жильём у меня до сих пор не решён. Я документы подавала — везде отказ. Мне нужно признать право, что я ребёнок-сирота, что я должна получить жильё. Вот суд идёт уже больше года.
При поступлении в приют для каждой мамы составляется план и список задач, которые должны быть выполнены: Кто-то справляется за несколько месяцев, кто-то живёт и по два года. В свою самостоятельную — настоящую, взрослую жизнь, они выходят с опорой на собственные силы и возможностью в любой момент получить совет и поддержку от ставших близкими людей.
АРИНА ДУБИНЕЦ, постоялица приюта «Мама рядом»:
Мы сюда приехали, у детей специалистов много пройденных не было. Занимаемся с логопедом, дефектологом, дают домашние задания — выполняем. По разводу, слава богу, всё прошло успешно, газ уже почти-почти… Нам юрист помог в этом, всех на уши подняли, и оказалось, что можно бесплатно. Да, это занимает время, это нервы, но это возможно.
ТАТЬЯНА БОНДАРЕНКО, руководитель приюта «Мама рядом»:
У них есть какое-то понимание заботы о детях и заботы о себе, что немаловажно Я всегда им говорю — мама должна быть сытая и веселая. Потому что если мама будет голодная, у неё не будет сил.
В этом году приют отметит десятилетие, за этот период он стал временным домом для 70 маленьких семей. Большинству женщин удалось решить проблемы своего непростого сиротского прошлого и благополучно встроиться в общество, сохранить и укрепить связь с детьми, подарив им это простое счастье — проживать своё единственное детство рядом с неидеальными, устающими, иногда ворчащими, но понимающими и принимающими, родными и самыми лучшими на свете мамами. Рядом.