В Петербурге масштабно отметили юбилей Шаляпина. Мы знаем, какой это был великий артист на сцене. А какой он был человек в жизни? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Ну и продолжим тему городской хроники. Одна из главных новостей — это масштабное празднование 150-летнего юбилея Фёдора Шаляпина. Напомню, что сейчас в музее-квартире Фёдора Шаляпина на улице Графтио идёт капитальный ремонт. Строители меняют перекрытия, борются с последствиями грибка и плесени на стенах. Все экспонаты сейчас вывезены в Москву, сейчас там открылась выставка, посвящённая юбилею первого народного артиста России. Она так и называется: «Шаляпин. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву». Но по окончании ремонта на улице Графтио в Петербурге все экспонаты, как нас заверили в музее, будут возвращены обратно на берега Невы, в этот дом на улице Графтио. Это была последняя квартира Фёдора Шаляпина в Петербурге. Отсюда он уезжал на гастроли в Америку и оттуда уже не вернулся в Россию, что вызвало бурный общественный резонанс в интеллигентных кругах того времени.

Вот его воспоминания по поводу того, как он жил в этой квартире в послереволюционном Петрограде: «Итак, я — буржуй. В качестве такового я стал подвергаться обыскам. Не знаю, что искали у меня эти люди. Вероятно, они думали, что я обладаю исключительными россыпями бриллиантов и золота. Они в моей квартире перерывали все ковры. Говоря откровенно, в начале это меня забавляло и смешило. С умеренными дозами таких развлечений я готов был мириться, но мои милые партийцы скоро стали развлекать меня уже чересчур настойчиво».

И Шаляпин был вынужден уехать. Итак, самый известный на весь мир русский Мефистофель.  Все мы знаем, какой это был великий артист на сцене. А какой он был человек в жизни? Ответ искал в своём юбилейном репортаже Антон Цуман».

Традиционно мужские гримуборные Мариинского театра располагаются справа от сцены. Можно уверенно говорить: здесь шёл Шаляпин. Правда, после всех перестроек и капремонтов здания уже и не найти ту самую шаляпинскую гримёрку. Но она, скорее всего, вполне напоминала современную, где он мог с комфортом разместиться со своим богатырским ростом в 195 сантиметров.

О масштабности такой фигуры мы знаем многое. Крестьянский сын, самородок, величайший русский бас. И главная загадка о его феномене — почему современников-певцов, обладавших сходным тембром — бас-кантате, было много, а в историю вошёл именно Шаляпин.

На этих фотографиях из коллекции Мариинского театра можно проследить, как менялся образ шаляпинского Мефистофеля. От ярмарочного чёрта, которого он сыграл ещё на заре карьеры в Тифлисе, до мрачной стихии — образа,  который навечно оказался связан именно с шаляпинским исполнением.

Заведующая архивной службой театра Ольга Овечкина рассказывает: секрет того, что шаляпинские образы становились буквально хрестоматийными, в том, что он их не просто продумывал — зарисовывал. Рисунок старца Досифея из «Хованщины» он нарисовал тем, что в тот момент было под рукой — гримёрным карандашом на стене гримуборной. Да и грим он любил придумывать и накладывать сам.

Образ Шаляпина на сцене хорошо известен и изучен. Но повседневная сторона его жизни не менее интересна. Он побывал и успел пожить во многих городах. Но последним его адресом в России стал именно Петербург.

Сегодня Каменноостровский проспект — шумная транспортная артерия, а в начале 20 века — самая престижная улица города. Доходный дом в Пермском переулке, ныне улица Графтио. Соседями-квартирантами этажом выше были известный исследователь Азии Грумм-Гржимайло и эпидемиолог Даниил Заболотный. Буквально через проспект — популярнейший ресторан Эрнеста Игеля, где Шаляпина часто видели в компании его друга Максима Горького. И по обстановке его квартиры, которая в наши дни стала мемориальным музеем, можно сказать — статусная.

Так звучит шаляпинская виктрола. Кабинетный вариант граммофона. По тем временам, как бы сказали сегодня, настоящий хай-тек. Королевский подарок для короля сцены — знак внимания от американской звукозаписывающей компании «Виктор», которой продажа пластинок с записью Шаляпина приносила миллионные прибыли. Но для Шаляпина это был, в первую очередь, рабочий инструмент.

Во многом Шаляпин был первым — первый русский певец, записанный на грампластинку, первый удостоенный звания Народный артист в 1918 году. Но для него первое место разделяли его сцена и его дети. Которых у него было 8 в двух разных браках. И даже имена его любимых дочерей перекликаются с героями опер.

Тремя этажами выше «шаляпинской квартиры», где сейчас идёт ремонт, в помещении музейных фондов заведующий филиалом Андрей Борецкий показывает уникальные кадры, из которых мы можем многое узнать о Шаляпине вне публики и сцены. Вот Горький и Шаляпин развлекаются на даче постановочными фотографиями. А это — перерыв между актами «Хованщины». Шаляпин, не выходя из образа, перекидывается в карты со своим секретарём. Но свою первую в жизни фотографию молодому певцу Феде пришлось делать буквально на последние деньги. Вот она. Такие карточки как визитки он рассылал в поисках первых контрактов.

Через 20 лет гонорары Шаляпина будут составлять 40 тысяч рублей за сезон — это как 40 миллионов сегодня, не считая контрактов со звукозаписывающими фирмами и разовых концертов, за которые тоже просил крупные суммы.

Вот факт, который ясно говорит: цену деньгам крестьянский сын Шаляпин знал, но скупым не был. Вот фотографии с открытия им в годы первой мировой госпиталя в здании Екатерининского собрания на Екатерининском канале. Сегодня здесь — судьба, иначе и не скажешь — одна из городских концертных площадок — «Петербург-концерт».

Образ Шаляпина был бы неполным без его питомцев — французских бульдогов. Один из них — Булька — герой многих фотографий. Но вот вопрос: почему именно бульдоги?

Знакомьтесь: Дастин и Миша. За 100 лет стандарты породы и нрав таких собак изменились не сильно, рассказывает ценительница творчества Шаляпина и владелица собак Вера Арбузова. Правду говорят: собака — продолжение своего хозяина. И к Шаляпину это относилось в полной мере. И на известнейшей картине Кустодиева — рядом с ним один из его питомцев — Ройка. Шуба, в которой он позировал — плата за один из концертов, в первые годы после революции массам было не до музыки. А в год написания — 1922 — Шаляпин навсегда покинул Россию.

Теперь, 150 лет спустя, в стенах Бывшего Народного дома, ныне театра «Мюзик-Холл», где Шаляпин любил выступать, его память увековечивают большим концертом. Нынешний художественный руководитель «Мюзик-Холла» Фабио Мастранджело, по сути, продолжатель дела Шаляпина, рассказывает — те качества, которые были присущи ему как актёру и режиссёру здесь стараются сохранять и приумножать.

После реконструкции Мюзик-холл станет Музыкальным театром имени Шаляпина. Так на карте Петербурга обозначится ещё одна точка связанная с великим артистом. Но крепче всё равно духовная связь с нынешним поколение солистов для которых Шаляпин по прежнему профессиональный и жизненный ориентир.

С солистом Мариинского театра, басом Михаилом Колелишвили, размышляем о том, кем бы мог стать Шаляпин, живи он не на рубеже 19 и 20 века, а сейчас, в наши дни. Опера 100 лет назад была тем, чем сейчас стал кинематограф и шоу-бизнес, так что Шаляпин 21 века был бы связан исключительно со сценой.

Да, о масштабности такой фигуры как Шаляпин мы знаем многое. Крестьянский сын, самородок, величайший русский бас. Но феномен Шаляпина — заключался не только в том, что он был выдающимся голосом. Он был всем: и артистом, и солистом, и художником, и отцом, и шоу-меном, и продюсером в одном лице. Вошедший и в историю мировой музыки, и в историю Петербурга.