Андрей Смирнов, ведущий:

Есть такая легенда, либо же это действительно историческая правда то, что Островский всегда ходил в театр, всегда ходил на свои пьесы, всегда участвовал в репетициях. И чуть ли не с актёрами это всё читал, обсуждал.

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

Нет, действительно это исторический факт. Недаром наш театр — дом Островского не только, потому что здесь идут его пьесы, и шли все его пьесы, но и то, что действительно Александр Николаевич принимал непосредственное участие в подготовке спектаклей, и в читках, и в репетиционном процессе. Так что вы абсолютно правы.

Андрей Смирнов, ведущий:

Но это знаменитая фраза то, что Островский, в лице Малого театра, обрёл свой собственный театр, а Малый театр в Островском своего драматурга.

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

Абсолютно точно.

Андрей Смирнов, ведущий:

Это сохраняется до сих пор? Вот спустя уже 100 с лишним лет, 150 даже лет?

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

В театре сейчас идёт 13 названий по произведениям Александра Николаевича. Хотя я наврал. Уже вышли 2 новые премьеры. Значит 15. Ещё когда было 13 мы были рекордсменами по России. Это я не голословно говорю, потому что я присутствовал на конференции по началу празднования года Александра Николаевича, и там прям статистические данные были представлены. И Малый театр тут, не потому что мы это, как сказать, по разнарядке делаем, а потому что это зов души, как говорится, и режиссёров, и актёров, и художественного руководителя Юрия Мефодьевича Соломина. Потому что Островский — это величина не только Малого театра, это величина всей России. Недаром мы всей страной будем отмечать это 2023 год. Потому что, конечно, загляните, на самом деле, в любую афишу любого московского театра, я ручаюсь, что в 90% театров вы найдёте хотя бы одну постановку по пьесе Александра Николаевича.

Андрей Смирнов, ведущий:

Получается Островский актуален всегда? Вечно.

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

Естественно. На то он и Островский. Я наблюдал, мне, так сказать, пришлось наблюдать, например, как спектакль идёт в течение там, допустим, даже не то, что нескольких лет, а допустим 10 лет. Один и тот же спектакль. И как меняется реакция на один и тот же текст. Как разное созвучие времени происходит в определённый момент. То есть вот там, допустим, 5 лет назад вот здесь были активные реакции, а сейчас там реакции нет, а реакции совершенно в других местах, потому что изменилась ситуация, изменилось там какое-то окружение наше. И на каждый исторический контекст у Александра Николаевича есть свой ответ. Я думаю, что любой зритель, который приходил, когда-то видел спектакли по пьесам Островского, подтвердит мои слова.

Андрей Смирнов, ведущий:

Можете назвать свою любимую пьесу Островского?

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

Ну наверное всё-таки «Лес», потому что это про театр, про актёров, про суть какую-то нашу, нашей профессии. Хотя у него несколько пьес про театры и «Таланты и поклонники», конечно. Но вот «Лес» как-то, потому что ещё это очень близкое место, где происходят все события — это Щелыково — усадьба. Как бы оно не обозначено как Щелыково, но, конечно, это всё было написано с тех мест, где я лично провожу уже вот 43 года ежегодно. Рядом деревня с усадьбой Александра Николаевича Островского.

Андрей Смирнов, ведущий:

Аура Островского всегда вас окружает.

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

Конечно.

Андрей Смирнов, ведущий:

Актёры любят играть Островского?

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

Конечно.

Андрей Смирнов, ведущий:

Либо для них это очередная такая пьеса?

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

Артисты очень любят играть Островского, особенно артисты нашего театра. Это, как сказать, некоторые переживают, что у них нет ролей в пьесах Островского. Потому что это, как сказать, это десерты, я бы назвал, для артиста.

Андрей Смирнов, ведущий:

Мы очень любим гордиться в Петербурге тем, что вот вся классика русской литературы связана с Петербургом. Но вот Островский как раз тот самый момент, когда всё-таки пальма первенства у Москвы.

Алексей Дубровский, режиссёр-постановщик, заслуженный артист России:

Вообще надо отдать должное, Александр Николаевич с удовольствием писал для Александринского театра. Так что здесь я бы не стал делить Островского на Москву и Петербург. Он наш общий. Российский. Поэтому, я думаю, что разница может быть не между Москвой и Петербургом, а между хорошим спектаклем и плохим.