В этом году проходит очень много выставок, посвящённых портретам героев разных эпох, сословий, занятий. И это при том, что одно из самых распространённых общественных недоумений — а что, собственно, смотреть на портрете чужом, очень часто незнакомом? Портрет — это живопись, выполнявшая роль фотографии, когда фотографии ещё не было. Искусствоведы обычно поясняют, что на портретах редко изображен сам человек. Ван Дейк, например, списывал руки и фигуры для своих героинь с более симпатичных натурщиц, никто его не осуждал. Изображение человека перемигивается с вымыслом, но очень тонкой гранью. Это на фотографиях — «я и лошадь» — всё и так просто, а если художник даёт в руки даме собачку — это повод увидеть сходство. Как в эпиграмме «Он не один, но их не двое». Такие сюжеты любил Серов. Но и тут важно не увлечься. Вспомните, какие жаркие дискуссии разворачиваются вокруг памятников известным людям. С одной стороны, буквальные портретные решения хоть и считают скучноватыми, но несравнимо большее возмущение вызывают беспредметные попытки передать не лицо, а художественную суть героя. Где на портрете нет человека, а где он там остаётся — можно поразмышлять и на новой выставке в KGallery, посвященной двум художникам и одному фотографу.
Выставка. Мирон Шерлинг. Юрий Анненков. Борис Григорьев. Петербург-Париж в KGallery
9 декабря , 20:20