Новые победы и ограничения в мировом фигурном катании и планы на хоккейный сезон — в репортаже Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Очень интересная новинка появилась у нашего Комитета по спорту. В мессенджере Telegram заработал бот, то есть автоматизированная система рассылки сообщений. Эта система позволяет легко и очень быстро находить нужный вам в вашем районе каток или лыжную трассу.

Как это работает. Заходим на телеграм-канал @wintersports_spb_bot. Набираем в поисковой строке «/START».  Выбираете, что вам нужно: лыжная трасса или каток. Каток крытый или закрытый. Выбираете нужный вам район. Например, Петроградский. И всё. Система вам выдаёт полный список адресов, где каток, где на лыжах покататься. Даже в центре города есть такая возможность в некоторых парках. Всё подробно: с указанием времени работы, точного адреса и телефонов. Очень удобно. Поэтому не сидим, берём лыжи и коньки, идём кататься. Осень прошла — настало время для активных зимних тренировок.

И это хороший повод поговорить о том, о чём писал Пушкин, когда рассказывал про то, как «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.» Первые дни зимы. А как в Петербурге сейчас готовят будущих чемпионов на льду? Ведут ли в секции хоккея и фигурного катания своих детей родители? И вообще, что сейчас надо делать, когда наш спорт оказался в условиях жесточайшего давления со стороны международных федераций? Пока цикл тренировок в связи с предстоящими Олимпиадами наши спортсмены не прерывали, но нужно быть готовым ко всему. Как выходить на лёд в этой ситуации? И что говорить детям? Об этом — в репортаже Полины Ганичевой».

Две сильнейших спортивных школы. Обе в Петербурге. За хоккеистами легендарное прошлое, фигуристы — одни из лучших в мире прямо сейчас. А за кем будущее и куда отдать ребёнка, чтобы успеть до Кубка Гагарина или чемпионата по прыжкам, решим прямо на льду. Начнем с хоккейных.

Мы в хоккейном городе, на тренировочной базе СКА. На лёд можно только в защите. У меня это почти 10 дополнительных килограммов – ощущается, как ещё один человек, которого нужно везти на спине. Вратарь бы посмеялся: его форма с щитками в три раза тяжелее.

Зубцов, а, значит, и возможности плавно затормозить, нет. Выпрямляться запрещено – при всей экипировке ощущение полной незащищённости на страшной скорости. Играют первоклашки. Многие уже могут сказать, что на льду большую часть своей жизни.

Матчи, о которых мечтали всю спортивную карьеру, сейчас приходится откладывать и взрослым игрокам. Как 7-летнему ребёнку планировать всё на годы вперёд? Кубок Стенли, например, даже физически запрещено ввозить в Россию, заявили в НХЛ. Иван Акимов в СКА, как говорят хоккеисты, прошёл всю вертикаль: попробовал всё, в итоге стал тренером.

— История с международными турнирами — для клубов  это серьезное изменение в их жизни?

ИВАН АКИМОВ, руководитель центра хоккейного развития:

«Нет перерыва на матчи сборных, когда они играли Евротур, поэтому немножко календарик поменялся».

— То есть матчей даже больше и они чаще?

— Клубных — да. В принципе для любого хоккеиста лучше играть, чем тренироваться. Чем больше игр, тем лучше.

Поэтому спортсмены поступают так, как привыкли, как поступали всю свою спортивную карьеру, как научил тренер: работают без поправки на настроение, самочувствие и контекст. И это тоже хоккейное правило: не останавливаться — постоянно набирать скорость.

Лёд академии фигурного катания в Приморском районе. Ощущение хоккейной арены исчезает моментально, и не из-за формы спортсменов. С первой минуты понятно: это не командный спорт.

Середина сезона. Все программы уже готовы, остаётся, говоря языком фигуристов, их «вкатать» — довести до совершенства. Поэтому на лёд выходит тренер с «удочкой», чтобы отработать сложные прыжки. Для нас тренер академии Роман Усатов приготовил другой, тоже важный элемент.

Падать придётся много. Прыжки — самые зрелищные и «дорогие» элементы программы. Поэтому и детей отбирают подходящей комплекции: смотрят на рост и телосложение родителей. А всё остальное — вопрос характера и тренировок самого ребёнка. Именно в таком порядке.

— Вот он заходит на прыжок, он в воздухе, он может изменить ход событий?

РОМАН УСАТОВ, тренер академии фигурного катания, мастер спорта:

«Конечно! Такими качествами обладают спортсмены высокого класса. То есть в начале прыжка что-то может пойти не так, но спортсмен настолько координационно устойчив, что он может спасти элемент. Он в воздухе может исправить ситуацию».

Карьера российского фигуриста сегодня — это, скорее, спринт: к 10 годам нужно стать полноценным спортсменом, в 15 лет хорошо бы выполнить мастера спорта. Потом одна олимпиада и… пенсия. В мире фигуристов «долгожителей» единицы. Главная одиночница среди них — в команде Петербурга. Четверной тулуп. Тренировка Елизаветы Туктамышевой. Такие прыжки чисто выполняют единицы в мире — девушки не старше 18-ти, на пике формы. Чемпионке мира из команды Алексея Мишина в декабре исполнится 26. Недавно привезла очередную победу на этапе Гран-при страны.

— Вы думали, когда придётся с этим расстаться?

ЕЛИЗАВЕТА ТУКТАМЫШЕВА, чемпионка мира по фигурному катанию:

«Вообще никогда не думала об этом. Просто по наитию жила: как пойдёт, так пойдёт. И доверяла своему инстинкту, потому что не было такого, чтобы мне хотелось закончить».

— В чем главная ценность фигурного катания для вас?

— Самая большая ценность для меня, что я смогу жить в Питере.

— Неожиданно. Спасибо фигурному катанию за Петербург.

А Петербургу – за фигурное катание. Первый чемпионат мира среди фигуристов прошёл тоже здесь, в 1896 году. Рубеж 19-20 веков был временем фигур на льду, о прыжках речи не шло. Соревноваться могли только мужчины. На первом чемпионате мира победу одержал немец Гильберт Фукс, но со времён Ленинграда на главных пьедесталах всё чаще наши спортсмены. Михаил Багаев, заведующим историческим центром университета Лесгафта объясняет: Петербург и фигурное катание встретились задолго до первого чемпионата.

МИХАИЛ БАГАЕВ, заведующий историческим центром НГУ им. П.Ф. Лесгафта:

«Коньки служили средством передвижения по рекам, каналам и озёрам. Пётр I, находясь в Голландии с великой миссией, увлёкся коньками и первый понял, что коньки должны составлять единое целое с обувью. И он первый приклепал коньки к обуви».

Да, это не Кубок Стенли, призовых для спортсменов тоже не будет, да и вся игра длится не до сирены, а пока мама не позовёт домой. Но это то место, без которого спорт больших достижений невозможен. Сергей Челноков приходит сюда проводить игры каждый день после работы: судит, учит играть, выдает клюшки и коньки желающим.

СЕРГЕЙ ЧЕЛНОКОВ, инструктор Центра спорта Приморского района:

«Всем же хочется не просто покататься по кругу, а всем хочется активно принять участие. Это же наш российский вид спорта — хоккей. Поэтому мы должны его отсюда начинать. А не смотреть потом по телевизору и радоваться. Можно и смотреть, и радоваться, но всё начинается отсюда».

У нас ничья — победила петербургская школа. Спортсменов готовят в каждом городе и оценивают по общим правилам на тысяче соревнований. Но только в Петербурге есть понятие «культуры катания» — это и скорость, и скольжение, и стиль, и самое главное — отношение к тому спорту, которым ты занимаешься.