1200 вопросов кандидату в экскурсоводы. Обязательная аттестация — кто сдаст экзамен? Репортаж Полины Ганичевой о новых требованиях для петербургских гидов.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжим тему исторического наследия нашего города. Мы часто говорим: «Наш уникальный Петербург». Да, это действительно так. И наш Петербург работает Петербургом. Дворцовая площадь, Эрмитаж, Спас на Крови — все это часть той работы, которую делает наш город, чтобы оставаться этим уникальным Петербургом. Вот почему туристическая отрасль для нас является градообразующей. А кто в ней работает? Кто рассказывает о Петербурге, открывая миру наш Петербург? Очень важная тема. Тем более, сейчас уже вступил в силу федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Хорошее дело. Надо систематизировать рынок. А то столько там появляется самозванцев, которые такие небылицы рассказывают про наш город! Например, что мы стоим на месте затонувшей давно некой Атлантиды. Она затонула там, где сейчас Кронштадт. Или то, что немцы напали на Советский Союз, потому что хотели вернуть себе Янтарную комнату из Царского Села. Систематизация рынка, безусловно, нужна. Но как сделать так, чтобы не получилось по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда»? Полина Ганичева расскажет об этой тревоге представителей туристического бизнеса более подробно».

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Главное в туристическом городе — найти друг друга. В смысле, чтобы каждый турист нашёл своего экскурсовода. Профессионала».

Санкт-Петербург подтверждает статус туристической столицы, где гостей больше, чем местных жителей. С начала года наш город посетили 5,5 миллионов туристов. К концу декабря ожидают все 7. Но следующие туристические сезоны в Петербурге будут другими. Теперь между гидом и туристом появляется новое обязательное слово — «аттестация».

Раньше основным документом гида считалась его аккредитация. Процедура эта была добровольной. Теперь, со вступлением в силу нового федерального закона, каждый экскурсовод и гид-переводчик обязан будет пройти аттестацию. Тех, у кого стаж меньше 3 лет, ждет экзамен в два этапа: тест из 30 вопросов и практическое задание — мини-экскурсия для комиссии по заданному маршруту, прямо в аудитории. Для опытных гидов всё проще: тест сдавать не нужно — только практика. Но и тех, и других больше всего волнуют вопросы.

— Какой размер средней пенсии на начало 2020-х годов?

— Какой характер носят паузы в экскурсии?

— Какое количество сточных вод Петербурга очищается канализационными сооружениями?

Таких 1200. Так много — только в Петербурге. Каждый город задания составляет самостоятельно. Об истории, культуре, социальных вопросах и методике экскурсии. Перед экзаменом идём на консультацию к составителю теста, преподавателю и экскурсоводу Наталье Гаршиной.

НАТАЛЬЯ ГАРШИНА, член президиума Национальной академии туризма, составитель вопросов:

«Почему экскурсовод или гид должен знать, какой процент сточных вод у нас очищается? Если гид или экскурсовод показывают Царское село или Янтарную комнату в нём, то им не нужно отвечать на этот вопрос. Но, если тот же самый гид ведёт обзорную экскурсию, то почему бы не подчеркнуть, что Петербург — один из немногих городов в мире, который очищает почти 100% сточных вод, и что турист в гостинице может спокойно из-под крана выпить стакан воды?»

Ольга Слепенкова стала экскурсоводом в Петропавловской крепости в 84-м году, застала и старую школу, и уже несколько лет пытается не прислушиваться к новой. Буквально. Иногда на территории крепости сторонние гиды говорят такое, что лучше и не слышать.

ОЛЬГА СЛЕПЕНКОВА, начальник экскурсионно-методического отдела Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

«В экскурсии сейчас приходят люди, не имеющие ни исторического, ни искусствоведческого, ни вообще гуманитарного образования. Здесь имеет значение всё. Я помню, как еще много лет тому назад нас страшно ругали за то, что мы выходили на маршрут без указки, указывая рукой, что абсолютно неприлично. Может быть, это консервативно. Но это, как форма, которую ты надеваешь, выходя на работу».

А экскурсовод — это и историк, и артист, и имиджмейкер города.

Другая экскурсия — без бейджа и точного плана. Поздно вечером, по проходным дворам. Павел Перец, журналист и музыкант, теперь водит авторские экскурсии.

ПАВЕЛ ПЕРЕЦ, гид:

«До сих пор не знаю, какое количество рек и каналов в Петербурге, потому что это абсолютно неважно для человека, который сюда приехал. Их может быть 30, может быть 50. Я иногда вообще говорю: «А хотите пойдём сюда?» Или говорю: «Я вот здесь ни разу не был, давайте заглянем». И всё, и мы идём».

Аккредитации у Павла нет. Теперь или он всё-таки выучит количество рек и каналов и размер средней пенсии, чтобы сдать экзамен, или станет нелегалом.

С начала года туризм принес Петербургу 215 миллиардов рублей. В последние несколько сезонов рядом с этой цифрой аналитики пытаются высчитать другую: сколько денег прошло мимо. В лаборатории изучения китайского туризма говорят о 20-30 миллионах долларов, которые туристы из Поднебесной тратили в Петербурге, но отправляли домой, в Китай. Нанимали своих гидов, ходили по своим, закрытым, магазинам и ресторанам, деньги переводили тоже по-своему.

ПОЛИНА РЫСАКОВА, заместитель председателя Санкт-Петербургской ассоциации гидов-переводчиков с китайским языком:

«Китайские гиды-переводчики, работая с китайскими туристами, основную цель имели не рассказать с благоприятной стороны о стране или о городе, а повысить продажи. Соответственно вся история страны и города интерпретировалась с точки зрения маркетинговой привлекательности тех сувениров, которые предлагались».

Рейтинг русских гидов строился по отзывам, китайских — по продажам. С новым федеральным законом работать по той же схеме иностранцы в России больше не смогут. Часть закрытых китайских кафе и сувенирных магазинов переориентировали на всех туристов, остальные больше не откроются.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«В этом сувенирном магазине на Петровской набережной обслуживали тоже только своих. Сюда подъезжали огромные автобусы с китайскими туристами в сопровождении китайских же гидов. И отправлялись внутрь. В основном за янтарём, который здесь продавали с огромной наценкой. Но теперь ни очередей из туристов, ни самого янтаря, ни даже магазина не осталось».

Весь следующий год, до 1 июля 2023, продлится переходный период. Гиды и экскурсоводы могут работать как раньше. А те, у кого еще действует старая аккредитация, смогут пользоваться ей вплоть до 2024 года. Вопросы, вынесенные на аттестацию, дорабатывают и ждут предложений от самих гидов и экскурсоводов.

СЕРГЕЙ КОРНЕЕВ, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга:

«Увидим, куда двигаться дальше. Как можно развивать законодательство, когда с одной стороны, как сохранить самый высокий уровень качества оказываемых услуг Петербурга — это наша репутация. А с другой стороны — не перегрузить экскурсоводов. Хотя, мне кажется, это универсальные специалисты».

Основатель собственной школы гидов Лев Лурье уверен: главный экзамен у экскурсоводов будет принимать не аттестационная комиссия.

ЛЕВ ЛУРЬЕ, историк, публицист:

«На самом деле, экзаменует рынок. То есть у нас очень большой выбор экскурсоводов. Люди платят свои трудовые деньги тем, кто им интересно и вкусно рассказывает. А невеждам или людям косноязычным и так не платят. Мы же не проверяем каждого продавца на рынке на предмет знания маркетинга. Это бессмысленно. Его проверяет потребитель».

Туристскому сообществу предстоит найти золотую середину между частным и общим, интересами экскурсоводов и задачами города. Единственное, что должно остаться неизменным — качество туристского продукта, за которым в Петербург возвращаются снова и снова.