Мрачно известная лаборатория в округе Вентура, штат Калифорния, США, где проводились исследования фрагментов НЛО, упавших на землю, некогда сверхсекретный советский научный центр под Сухуми в Абхазии, куда после войны были свезены все разработки немецких учёных по созданию ядерного оружия, культовая страшная компьютерная игра Penumbra, где герой бродит по пустым коридорам заброшенной подземной лаборатории и ищет своего отца, и станция метро «Гостиный двор» в Санкт-Петербурге — что объединяет все эти реальные и вымышленные места? Об этом — в очередной серии «Петербургских тайн».
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь — продолжение нашего научно-детективного сериала «Петербургские тайны». Наша задача в этом сериале заключается в том, чтобы показать то, что скрыто. И сделать очевидным то, что непонятно. И вот, в этой серии мы расскажем про то, что вы никогда не видели, но часто проезжаете мимо. Проезжаете мимо, когда слышите «Осторожно! Двери закрываются. Следующая станция — «Гостиный двор». Смотрите. Тайна подземной лаборатории».
Секретные подземные научные лаборатории. Да. Такая есть и у нас, в Петербурге. И не где-нибудь в лесах Ленинградской области, а прямо в сердце города. На глубине 65 метров.
Если открыть неприметную дверь в тоннеле метро, то она приведёт в лабораторию, которая была построена здесь в 1963 году. Именно тогда здесь строилась станция метро «Гостиный двор», а параллельно наши учёные выбрали именно это место для проведения своих исследований. Построили и станцию метро, и лабораторию. Принадлежит она нашему знаменитому Радиевому институту имени Хлопина. Место под землёй идеально с точки зрения тех научных экспериментов, которые проводит институт. Радионуклидный анализ различных видов материи. Метал. Вода. Земля. Дерево. Такой анализ будет неточным, если проводить его на земле. Ведь наша планета каждую секунду, каждое мгновение подвергается воздействию космических лучей. Это дыхание Вселенной, как образно говорят про эти лучи учёные.
И это дыхание радиоактивно. Мы этого не чувствуем. Доза воздействия очень мала. Но для точнейших научных исследований космические лучи мешают также, как грохот работающего экскаватора в момент виртуозной игры на скрипке. Поэтому лабораторию, где проводились эти измерения, и спрятали под землю.
Но ещё одна важная деталь. Крайне необычная. Дело в том, что для оборудования этой лаборатории нельзя было использовать тот металл на земле, который существовал после момента проведения первого в мире испытания ядерного оружия. Как известно, это произошло летом 1945 года. Потому что хоть чуть-чуть, но радиация после этого медленно, но верно проникла во все уголки планеты и загрязнила все материалы. Микроскопические дозы. Но всё равно загрязнение есть. Для решения этой проблемы ленинградские учёные стали использовать тот метал, который существовал до первого ядерного взрыва на земле. А что это может быть в бывшей столице Российской Империи? Правильно, пушки времён Крымской войны. Вот их распилили на кольца и из этих колец и сделали оборудования для радионуклеидного анализа. Вот такая она — секретная лаборатория радиевого института имени Хлопина под землей в сердце нашего города. Так что будете идти по Невскому проспекту, знайте — там, под землёй, сейчас идут научные исследования, цель которых — разгадать особенности природы радионуклидов. Но самое интересное заключается в том, что когда наша программа официально обратилась в институт имени Хлопина. Нам ответили вежливым, но отказом. Извините, допуск сейчас невозможен. Ведутся ремонтные работы. Что это за работы? И точно ли они ремонтные? А, может быть, там сейчас строят что-то новое? Новую лабораторию? Пока это тайна. Но как только мы получим уже официальный ответ из этого научного института, мы обязательно об этом расскажем. В нашем следующем выпуске программы «Петербургские тайны».