Такси уже давно не роскошь. Вызвать машину можно одним кликом на своем смартфоне. Довезут в любую точку, если, конечно, навигатор не зависнет. А вот времена, когда таксисты знали город как свои пять пальцев, давно прошли.

Впрочем, вам шашечки или ехать? 22 марта, в Международный день таксиста, корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Буренин встал перед выбором.  

АЛЕКСАНДР БУРЕНИН,корреспондент:
«Сейчас в потоке машин так сразу и не всегда поймешь, кто таксист, кто по случаю подрабатывает, а кто просто шашечки в шутку поставил. Но при этом такси остается коллекцией стереотипов. Если обращаешься к водителю, то шеф или командир, и при этом общаться нужно немного небрежно, дескать, до Васильевского острова не подкинешь, не подбросишь. Никаких — подвезите, пожалуйста. Хотя картина уже давно изменилась. Изменилась, как только пассажир превратился в клиента». 

И кепку носить необязательно, по случаю праздника можно на работу и в галстуке. Ведь важно не то, что думают о профессии, а то как ты себя ощущаешь в ней. 

В прошлом у Андрея 2 года дальнобоя. И солярка зимой замерзала, и чего только не случалось. Но тяга осталась. Поэтому сотня километров каждый день в радость. А иногда получается пассажира не только довезти до места назначения, но и помочь в себе не заблудиться. 

АНДРЕЙ,водитель такси:
«Я украсил автомобиль. Она говорит это хорошо, у вас есть новогоднее настроение, а я вот еду к подруге, дома со всеми поссорилась. И мы уже приехали, заговорились с ней. О том, что нужно прощать. И она говорит поехали обратно, буду мириться». 

Конечно не все так идеалистично. Например, многих повергла в шок история, как в области таксист завез пожилого человека не в тот поселок, доверившись навигатору, и высадил вопреки возражениям. Пенсионер в итоге заблудился и замерз. Конечно, всегда можно сказать, что этот поступок на совести человека, и не важно таксист он или нет. 

Но в последние лет 10, объявив борьбу с откровенными бомбилами, небольшие таксопарки начали брать на работу всех подряд, без знания города, порой даже со стажем вождения месяц после автошколы. 

ДМИТРИЙ ПОПОВ,автоэксперт:
«Вот понятие петербургский таксист или ленинградский таксист, они же знали город как «Отче наш». Где объехать, где проехать, как обождать мосты. Сейчас эта штука не работает, мы просто посредством личности общаемся с интернет-системой».

Во время многочисленных рейдов отлавливали нелегалов, у которых визуально и лицензии были, и шашечки и на крыше, и в багажнике. Притом, садясь в такую машину, человек играл в своеобразную рулетку. А выспался ли водитель, а проверял ли он тормоза за последний год и так далее. Сейчас конкуренция заставляет думать не только о доходах, но об имидже. 

На маршрут выходят не только по звездам. Необходим и более конкретный инструктаж, чем цитирование гороскопа. Водителям напоминают о погоде, и даже изменениях маршрутов движения на привычных улицах. 

Затем еще нужно «сыграть на флейте», так в народе водители называют тест на алкоголь. Если организм в порядке, осматривают железо. Беглым, но внимательным взглядом под капот. Но даже безупречная техническая часть не гарантирует счастливого пути. В нашем случае механик требует перестелить ковры. Можно даже сделать скидку, что эта история немного на камеру, но уровень масла проверяют точно. 

Кадры из великого фильма Балабанова сегодня также смотрятся немного карикатурными, но тогда и правда ученые, военные, врачи, чтобы закрыть баранку в семейном бюджете, все сели за руль. 

ДМИТРИЙ ПОПОВ,автоэксперт:
«Одни позиционировали себя как после работники, то есть кого-то на работу еду подвезу, с работы подвезу, а другие, как я, мы были ночники. Я приходил домой отсыпался, после этого в 22:30 где-то выезжал и можно было ехать к концертным залам». 

Вам шашечки или ехать — еще одна профильная поговорка. Кстати, а почему шашечки. Кто-то говорит об аналогиях с шахматной доской, другие уверены, речь о скорости доставки, дескать подобный рисунок на флагах в автогонках.
Точно автор неизвестен. Зато порой в разных странах люди пытались запатентовать форму рисунка, прибыль была бы космической, но им неизменно отказывали. Поэтому до сих пор ни у кого не получалось заработать на такси, ни разу не садясь за руль.