22 июня 1941-го в Красной Армии насчитывалось 272 600 автомобилей. В предвоенное десятилетие была сделана ставка на количество боевых машин и простоту технических решений.
Елена Буянова,сотрудник патриотического объединения «ЛенРезерв»: Считалось, что на войне машина живёт не больше двух недель. И потому было принято решение выпускать упрощённые автомобили.
Впрочем, простота простоте рознь. Если не вдаваться в технические особенности, простота строения кузова иногда спасала людям жизнь. В первую очередь, это касалось грузовика ГАЗ-АА, который называли «полуторкой» за грузоподъёмность в полторы тонны. В его упрощённой, военной версии не было дверей — открывался лишь задний борт. Так, в случае, если машина уходит под ладожский лёд, из неё можно было выбраться за несколько секунд. Кабина из дерева. Металл берегли для производства танков и оружия. Всего одна фара — не только из экономических соображений, но и для маскировки машин. За всё время производства было выпущено 985 000 автомобилей ГАЗ-АА — по большей части именно они шли по дороги жизни к осаждённому Ленинграду.
Михаил Писарев,реставратор военной техники: Если полуторка сломалась и где-то рядом ещё одна полуторка подбитая, то их зачастую разбирали. Только из запчастей можно было отремонтировать в походных условиях машину. С немцами это было сложнее. Взять, например, Опель Блиц — они все разные и запчасти у них не взаимозаменяемые.
Ещё в начале тридцатых годов производились броневые автомобили для поддержки пехоты. Первыми на Великой Отечественной воевали БА-20, изготовленные из советских легковушек массового производства ГАЗ-М1 или «эмок». К началу войны на вооружении РККА было почти полторы тысячи таких броневиков.
Михаил Писарев,реставратор военной техники: Сложно было управлять этим автомобилем. Мотор находился внутри брони. Зимой было очень холодно, сталь замерзала, а летом очень жарко. Экипаж, конечно, подбирался из людей маленького роста, потому что быстро покинуть машину мог только маленький человек, управлять такой машиной — тоже.
Знаменитый грузовик ЗИС-5 — просторнее, и был идеальной машиной для движения по бездорожью. На фронте его называли Захар Иванович — как боевого товарища. А он служил на пределе своих технических возможностей, из последних лошадиных сил.
Елена Буянова,сотрудник патриотического объединения «ЛенРезерв»: Если мы смотрим на технику, которая была на нашей стороне: наши полуторки, наши ЗИСы, наши броневики и серьёзную мощь со стороны немцев. Когда смотришь на всё это, сравниваешь, понимаешь, что на войне выиграли не за счёт техники, а за счёт человека.