В Петербурге на этой неделе удивляли изобретатели. Биотопливо с растительным маслом, беспилотный катер и металлическая пена. Все эти и другие разработки — плоды труда петербургских ученых, авторы многих — еще студенты.

Выставка свежих идей стала иллюстрацией к VI съезду центров поддержки технологий и инноваций. Он проходил сразу на двух площадках — в Политехе и СПбГУ. Главная задача этих центров — помощь в получении патентов. Каждая пятая заявка в Роспатент приходит из Петербурга. Кулибиных у нас много, но далеко не все могут самостоятельно оценить реальную новизну своего изобретения и пройти довольно сложный путь к получению авторского права на него. Почему это важно, выяснял Дмитрий Павлов.

Наконечник-цилиндр не только похож на клей-карандаш. Функция такая же — скреплять детали. От трения он становится мягким как пластилин и, двигаясь по стыку, оставляет за собой фиксирующий след. 

Из очевидных преимуществ сварки трением: скорость и отсутствие вредных для глаз вспышек. Из невероятных достижений: оксидная пленка на поверхности алюминия. Настоящая броня для электродов теперь не проблема. 

ДМИТРИЙ ПАВЛОВ,корреспондент:
«Две металлические пластины сварены друг с другом крепко-накрепко. Иначе детали из высокопрочного алюминия не скрепишь. Разве что клепками, которые используются, например, при строительстве самолетов и не так надежны, как сварка по новой технологии».

Инновационный стержень придуман в лаборатории легких материалов и конструкций Политехнического университета. Заведует ей Олег Панченко. На счету молодого ученого масса открытий. Под его руководством сконструирован не имеющий аналогов 3D принтер. Специальный робот печатает изделия не из порошка, как во всем мире, а из проволоки. Так называемое электродуговое выращивание дешевле в четыре раза. По этой технологии уже изготовили сложную деталь. Ее теперь показывают на выставках, как и еще один нано-материал. Сжатый металлическими пластинами пористый алюминий превратился в прочный теплоизолятор, который способен гасить вибрацию.

Из представленных выше изобретений только непотопляемый металлический композит — интеллектуальная собственность. На него есть патент, и любое использование ноу-хау без согласия авторов — подсудное дело. Материал идеален для кораблестроения и автопрома, полезен медицине как заменитель костной ткани. Однако миллионеров в команде Панченко нет. 

ОЛЕГ ПАНЧЕНКО,заведующий лабораторией легких материалов и конструкций Санкт-Петербургского политехнического университета, доцент кафедры «Теория и технология сварки материалов»:
«Когда ставится задача, можно что-то изобрести за кусок хлеба. Но иногда бывает инициативная работа, когда ты понимаешь, что вот здесь есть проблема, но кроме тебя самого ее никто перед тобой не ставил, и ты ее решаешь путем изобретения, и тогда вопрос с монетизацией, получения денег за это — он становиться на втором плане».

О том, что многие ученые в нашей стране альтруисты, заявил глава Роспатента Григорий Ивлев. Он приехал в Петербург на съезд центров поддержки технологий и инноваций. Два дня обсуждал, как выводить российские разработки на мировой рынок. По словам Ивлева, для этого, прежде всего, нашим изобретателям нужно перестать работать «в стол».

ГРИГОРИЙ ИВЛЕВ,руководитель федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент):
«У нас пытаются остановить работу на стадии исследования. Поняли что-то новое в процессе, ученые увидели, записали это, выпили шампанское и остановились. А дальше должно начинаться самое главное — выведение этого продукта в мировой экономический оборот». 

Однако без патента ничего не получится. Честному слову изобретателя бизнес не поверит, а без инвестиций в жизнь невозможно внедрить даже самую чудесную новинку. Так что по всей стране для Кулибиных создали центры поддержки. В них база данных, консультанты. Оформляешь необходимые документы, подаешь заявку и ждешь. 

АЛЕКСЕЙ МАЙСТРО,ассистент кафедры «Теория и технология сварки материалов» Санкт-Петербургского политехнического университета:
«У меня есть три патента на данный момент и еще три заявки. От подачи заявки до получения патента может проходить до двух лет. В принципе подать, пройти все процедуры. Тут не сложно. Все кто хотят. Ничего тут сложного нет».

Конечно, наличие патента не гарантирует очередей из желающих выпускать ноу-хау в промышленных масштабах. Печальный опыт есть в Горном университете. Там изобрели способ превращать солярку в биодизель — экологически чистое топливо. Выяснилось, что производить его сегодня не выгодно.

АНЖЕЛИКА ЕРЕМЕЕВА,студентка Санкт-Петербургского горного университета:
«Трудность в том, что у нас довольно большие запасы нефти и естественного нефтяного топлива. А так как биодизель является альтернативным видом топлива, то сейчас на него обращается меньше внимания, так как запасов нефтяного хватает».

Так что изобретатель в XXI веке должен быть не только технарем, но и грамотным маркетологом. 
Доцент Политехнического университета Олег Панченко, ожидая патент на очередное изобретение, все же мечтает не о толщине своего кошелька, а о том, что его нано-стержень будет нужен людям как обычная шариковая ручка.