В гостях у программы «Хорошее утро» Денис Янченко, доцент СПбГУ, кандидат исторических наук.

Марианна Дьякова,ведущая:
130 лет назад в октябре 1888 года произошло крушение поезда близ места Борки под Харьковом. Почему это столь знаменательное событие? Потому что в этом поезде находился Александр III и члены его семьи. Следовали они в Петербург.
Михаил Спичка,ведущий:
Император и члены его семьи чудом не пострадали, но жертв всё равно было много в той катастрофе?
Денис Янченко,доцент СПбГУ, кандидат исторических наук:
По официальным данным было порядка 21 человека погибших. Но реально трагедия разразилась в том вагоне, который за царским уже шёл. Потому что царский вагон был тяжёлый очень и фактически этот тяжёлый состав завалил более лёгкие вагоны. В одном из вагонов погибло сразу 13 человек — прислуга в основном. Всего в поезде было порядка 70-80 человек.
Марианна Дьякова,ведущая:
Давайте поговорим о версиях. Их много, они разные. Даже высказывалась версия теракта, покушения.
Денис Янченко,доцент СПбГУ, кандидат исторических наук:
Была и такая. Но здесь надо понимать, что так же как в современности разные службы и разные организации они пытаются в ходе расследования ответственность с себя снять. Даже участвовавший тогда в расследовании причин катастрофы Сергей Юльевич Витте, который был управляющим Юго-Западных железных дорог, а до этого занимал должность начальник эксплуатационной части пути, даже его можно было упрекнуть в заинтересованности. Хотя, как считается, что именно он говорил императору о необходимости иначе формировать составы. Технические есть причины. В частности это разность скоростей паровозов, разность вагонов.
Михаил Спичка,ведущий:
Два паровоза было?
Денис Янченко,доцент СПбГУ, кандидат исторических наук:
Да. И оба были разными по типу. То есть они рассчитаны были на разную скорость. При этом царский поезд следовал со скоростью порядка 90 км в час, на современную скорость. Обычный поезд где-то 60. Это максимум. Царский поезд считался приоритетным. Он даже был специально украшен соответствующим образом, чтобы люди понимали — поезд не простой. На нём движется государь император, либо члены его семьи. Кроме того, в России, в отличие от других монархий Европы, существовало 2 царских поезда. Второй находился на западной границе постоянно, поскольку у нас разная колея была. Соответственно при необходимости путешествовать по Европе царская семья в полном составе, они переходили просто в точно такой же по интерьерам поезд, рассчитанный на европейскую колею. Очень много историй из жизни царской семьи связано именно с поездами. Особенно семьи Александра III. Для них это были приятные воспоминания, о которых они потом писали и говорили. И эти воспоминания, конечно, были омрачены такой катастрофой. Она была подробно описана членами царской семьи.
Марианна Дьякова,ведущая:
Где находились в момент крушения члены царской семьи, сам Александр III? И действительно ли можно назвать чудом это спасение?
Денис Янченко,доцент СПбГУ, кандидат исторических наук:
Пожалуй, да. Вы знаете такие события можно назвать чудом. Потому что, что подтолкнуло к версии о теракте? Когда вагоны остановились после этого началось очень быстрое разрушение поезда. Мария Фёдоровна писала о том, что пропал Александр. Он фактически упал вниз, потому что пол вагона провалился. Но мы представляем, что, если проваливается пол вагона, то травмы могут быть очень серьёзными. Есть скорее миф, конечно, о том, что Александр III держал крышу вагона. Он считался силачом, конечно, но крыша вагона очень тяжёлая. Там несколько тонн, даже порядка десятка тонн. Потому что вагон он сам по себе тяжёлый с бронированием, со всеми необходимыми удобствами и вагон-столовая достаточно тяжёлый. Он участвовал в разборе завалов. Он, конечно, получил ранения. Выбросило из вагона, она в соседнем вагоне оставалась, великую княжну Ольгу. Помогли выбраться Михаилу — маленькому Великому князю. Действительно чудо, что никто из них не погиб.