Из чего формируется стоимость ЖКУ, почему тарифы дорожают, от каких услуг можно отказаться и как? Расследование Антона Цумана.
Анатолий Голов — один из ведущих экспертов по разгадыванию жилищно-коммунальных головоломок. Сравниваем январскую квитанцию с декабрьской. И отмечаем, что в нашей квитанции подорожало сильнее всего.
В удорожании часто обвиняют поставщиков тепла. Мол, топят и в «плюс», и в «минус» — лишь бы, что называется, набить карманы. Мы отправились за разъяснениями на крупнейшую ТЭЦ Петербурга — Первомайскую, где нас заверили, что работают строго по заданию диспетчера теплосети.
Станция действует по инструкции, теплосеть тоже действует по инструкции, а вот на уровне конечного потребителя — всё гораздо сложнее. Формула конечной суммы едина — общее количество тепла делится на число квартир, умножается на её метраж и на действующий тариф. А столь резкое удорожание, по мнению нашего эксперта, может говорить и об отсутствии счетчика, и о состоянии дома. Что и было подмечено в нашей квитанции.
Самый заметный рост — на капитальный ремонт. С 3-4 рублей за квадратный метр до 4-5. Кажется немного, но для квартиры, скажем, в 60 квадратов — 720 рублей в год. Но в жилищном комитете уверяют: плата за капремонт в Петербурге всё равно одна из самых низких по стране.
Но чтобы капитальный ремонт не потребовался раньше времени дома нужно обслуживать. А тариф на хотя бы уборку снега привязан к квадратному метру. 61 копейка с одного. Хватит ли этого для среднестатистического дома в Василеостровском районе?
Генеральный директор группы управляющих компаний Ольга Мартыновская провела анализ тарифов за 7 лет. И вот вывод: тарифы на ресурсы — тепло, воду, электричество — выросли в среднем на 81 процент. А на содержание домов — меньше чем на 50.
Вот и получается замкнутый круг. Дома ветшают и теряют лишнее тепло, которое потом утяжеляет наши квитанции. Но есть в них и пункты, которые мы порой не замечаем. И зря.
Сейчас один месяц обслуживания одной радиоточки с января обходится в 90 рублей и 50 копеек. Почти на рубль дороже, чем в прошлом году. Обслуживает их государственное учреждение — Российские сети вещания и оповещения. Правда простой опрос показывает, что проводное радиовещание — далеко от популярности.
Вот единственный клиентский офис организации во всем Петербурге. Только здесь и можно подать заявку на отключение радиоточки. По выходным офис закрыт, а в разгар рабочего дня тут такая очередь, что некоторые тут же разворачиваются и уходят.
Простая арифметика. В Петербурге ежемесячно рассылаются 2 100 000 лицевых счетов. Допустим, половина из их обладателей не пользуется радиоточкой, но платит за неё. Таким образом, за 12 месяцев набегает сумма более чем в 700 миллионов рублей. 700 миллионов за неполученную услугу. И речь не о том, что нужно отказываться от радиоточек. Нужно платить за то, чем ты действительно пользуешься.
Или вот, например, телевизионная антенна. Пользуешься, не пользуешься — платишь по факту. А с 1 января ещё и на 5 процентов дороже. И это не объяснить одним лишь повышением НДС.
Вот так и получается. Мы платим ресурсным монополистам по пролоббированным тарифам, монополистам в области коммуникаций, которые пользуются нашей ленью или незнанием, порой закрываем глаза на недобросовестность управляющих компаний.