На этой неделе объявлен набор в первые классы. Как подготовиться к школе? И самое главное, как в ходе этой подготовки не навредить ребёнку? Репортаж Евгении Альтфельд.
К нейропсихологу Татьяне Царевой приводят детей с нарушениями, которые вызваны агрессивным ранним развитием.
— Мама обратилась и рассказала историю, что ее дочь еще 2 года назад в 5 лет хотела учиться, в 7 лет ребенок настолько регрессировал, она просто сидела, ничего не хотела делать. Мама рассказала, что она логопед, и она так старалась для ребенка, что с 8 месяцев она начала с ней изучать слоги. Это слишком рано. Вместо сенсорного развития, ребенок взял то, к чему он не готов.
Казалось бы, чем навредят буквы? Но мозг ребенка развивается по строгому графику и преждевременное воздействие на определенные его участки приводит к расстройству психики.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Истерия по поводу подготовки к школе — особенность современных родителей. Центры раннего развития буквально на каждом углу, они так и называются — школа малышей, академия гениев. Где детям от нуля преподают английский, музыку или, например, какие-то таинственные "оксфордские программы". Что стоит по 12 тысяч в месяц».
Многие детские центры открывают обычные мамы, которые нашли занятие по душе и выбирают любые популярные методики от итальянских до японских. Часто, даже не имея лицензии. И, вместо горки, малыши идут на модную ментальную арифметику. Они готовятся к школе, будто старшеклассники к ЕГЭ. Чтобы к первому классу читать и писать.
Алиса Юркова, основатель детской студии раннего развития: «Мне кажется, вопрос чтения и письма раздут. Это как зубы. Вы знаете кого-нибудь в своем окружении, кто не научился читать и писать? Мамы волнуются, что зубы поздно, я не знаю ни одного беззубого. Какая-то истерия вокруг этого всего».
Учителя начальной школы честно говорят, хорошо, когда дети приходят подготовленные, но строгих требований по закону — нет.
Запрос «подготовка к школе» — в топе поисковых систем. Обучающие видео для родителей — на любой вкус. Педагоги говорят: учить письму дома нельзя вообще, иначе в школе придется переучивать. Но самый больной вопрос — загруженность детей.
Еще лет 30 назад детей не готовили к школе, хотя советская система образования — настоящий бренд. Сейчас предметов больше — учиться труднее. Официально требований к первокласснику нет. Но на практике ребенок, не умеющий читать, — белая ворона. Готовиться нужно, не спорят специалисты, но отчаянные родители не знают меры.
Именно детство — самое эффективное время для развития. Научный факт. Просто готовиться нужно не к школе, а к жизни — считает преподаватель одной из старейших детских студий.
Когда начинать английский? Не упустить возможность, вспоминая японский бестселлер «После трех уже поздно», но не перегрузить. У педагогов есть совет на все времена.
Всё больше опытных родителей меняют отношение к раннему развитию. Как мама троих детей Ольга. Ее младшая дочка ходит в сад, а потом проводит время с мамой. И, по мнению Ольги, которая, к слову, сама учитель, это самое ценное.
Ольга Плющ, мама троих детей, учитель географии: «Первые дети хлебнули сполна этих родительских амбиций. Когда хочется, чтобы твой ребенок был лучшим, знал больше. И его успехи принимаешь за свои. Говоришь с кем-то: "А у меня уже знает то-то, говорит…", "Ой, а у меня нет…" И начинается — как так, надо это доработать! А сейчас понимаю — не это главное. Главное то, что все дети разные, и надо идти от ребенка».
Буквы сами запомнятся, если читать сказки, а цифры, если считать деревья на прогулке. Главное, делать это вместе с родителями. Которые в любом возрасте — лучшие учителя.