С той же обязательностью, с которой информационные выпуски переходят к новостям спорта, мы полгода обращаемся к событиям Олимпиады театральной. На этот раз в ее программе – масштабное историческое полотно грузинского автора, воплощенное на сцене немецкими актерами театра «Талия».

Более 100 лет истории, хроники 6 поколений семьи, трагедии века в жанре «магический реализм». Казалось бы, все ясно: очередная сказка про 100 лет одиночества. На этот раз не колумбийской, а грузинской семьи. Вопрос: зачем же вообще рассказывать взрослым сказки о подлинных событиях жизни? А дело в том, что реализм не в состоянии реалистично описать происходящее с людьми в те самые эпохи перемен. Посмотреть на декорации века тоталитаризма и подумать о судьбах его простых героев отправился Павел Богданов.

На сцене юноша в балетной пачке, который исполняет женскую роль. Брильке – та самая восьмая героиня. Ей еще предстоит написать свою судьбу. Она – правнучка Стаси, свадьба которой с бравым белогвардейским офицером и начинает историю рода. Роман Нино Харатишвили – настоящая грузинская «Сага о Форсайтах». Грандиозное полотно – 1275 страниц печатного текста – на русский пока не переведено. Перенести эту книгу на сцену кажется миссией почти невыполнимой. Но выпускница режиссёрских курсов ГИТИСа Йетте Штекель решила попробовать. В итоге получился пятичасовой спектакль «Восьмая жизнь».

Действие начинается в 1906 году, а заканчивается уже в XXI веке.

Йетте Штекель,режиссёр:
«Пять часов – это не так уж и много. Кроме того, за эти пять часов на сцене постоянно происходят события, появляются новые герои. Это такой опыт совместного проживания, который сближает зрителей в зале. Показать наш спектакль в Грузии, а вот теперь и в России – это то, о чем мы мечтали. Ведь это две страны, которые в какой-то степени противопоставляются друг другу, что очень интересно. Обычно этот период истории мы изучаем с точки зрения России или Европы, а тут появляется новый взгляд. Взгляд из Грузии».

Всего девять актеров и минимум декораций. Главная – характерный кумачовый ковер, в  орнаменте которого можно разглядеть главных политических деятелей нашей страны XX века. Переплетение нитей как переплетение судеб самых обычных людей, просто пытающихся жить, несмотря на ужасы тоталитаризма.

Франциска Хартманн,актриса:
«Это, прежде всего, история о людях. Да, там много политических моментов, но именно личные переживания являются движущим мотивом этой книги и этого спектакля. Именно на них откликается зритель. Ведь мотивы поступков людей не особо меняются. Знаете что отличает наше время? Мы все воспринимаем спокойнее. А тогда такие поступки как предательство, обман, измена воспринимались острее».

Семья пройдёт все круги ада, где будет и смерть близких в советских лагерях и на баррикадах независимой Грузии, и даже самоубийство. Они окажутся разбросаны по всей Европе, но кровного родства не забудут.

Себастиан Рудольф,актер:
«Первое, что я сделал – я прочитал роман и съездил в Грузию, чтобы лучше понять эту страну. Я был удивлен, насколько близкой мне оказалась эта история, несмотря на расстояние во времени и пространстве. Эта близость и является причиной успеха постановки в Германии. У меня такое впечатление, что это рассказы о нас. Просто мы рассказываем их так, как будто бы это взгляд со стороны».

Можно стереть пятна с ковра и повесить его на стену словно новый, но невозможно стереть воспоминания. В прошлом году «Восьмую жизнь» показали и в Тбилиси.
Успех был ошеломительным. Спустя почти 30 лет после обретения
государственности, отрефлексировать историю Грузии на фоне истории СССР помогли артисты немецкого театра. Они сделали это, быть может, немного наивно, зато честно.