Мультяшные теледикторы говорят что-то вроде: а сейчас просим убрать ваших детей от наших голубых экранов. Для начала, впрочем, рекомендация общего характера. На следующей в Русском музее закрывается выставка Константина Сомова. Признанный мастер иллюстрации и портрета был автором и работ довольно фривольного характера, не говоря уже о том, что его личная жизнь выходила за рамки принятых тогда норм. Некоторые из таких сюжетов для взрослых там можно увидеть, хотя свои вкусы Сомов воплотил маскарадно, изображая галантный век. Например, картину «Зима. Каток». И вот здесь мы советуем позвать ваших детей к нашим голубым экранам. Почему? Этот невинный сюжет очень часто предлагают описать в школьных сочинениях. И как раз этим сейчас и займется Катерина Картузова.
«Зима. Каток» – одна из самых узнаваемых картин Константина Сомова. Ее репродукции до сих пор встречается на новогодних открытках. Первый каток Северной столицы в Юсуповском саду. Атмосфера XVIII века. Здесь зимними вечерами встречались, беседовали, флиртовали. По золотистому небу плывут палевые облака. С переливами золотистого, бежевого и персикового оттенков. Воздушное впечатление придают и тонкие кружева деревьев и кустарников.
Герои картины похожи на марионеток. Супружеская пара: дама в красной одежде с муфтой из белого меха, под руку ее поддерживает галантный кавалер. С ними собака – как символ верности. На скамье сидит то ли оскорблённый любовник, то ли скучающий франт. Его образ полон отчаяния.
В центральной части полотна — беззаботно скользят по льду парень и девушка, а справа – юноша в неудачном падении. Молодая дама, кокетничая, проезжает мимо. Одна из характерных особенностей творчества Сомова – изображать неизведанные дали. И в этой картине пустынная аллея продолжается в нашем воображении. Полотно принадлежит к последним произведениям Константина Сомова на ретроспективную тему. Художник передает чувство утраты прошлого, которое никогда больше не вернётся.