Именами героев Советского Союза в Петербурге названо больше 80 улиц. Среди них маршалы, рядовые и пионеры-герои, многие из которых связаны с нашим городом. Родились на берегах Невы или совершали подвиги в ходе обороны Ленинграда. Но время постепенно стирает подробности. И сейчас мало кто помнит, почему у нас есть улицы Лабутина, Косинова, Смолячкова или Бурцева. Чем отличились эти люди? Почему увековечили именно их имена? Андрей Федоров изучил топонимическую карту города и вспомнил подвиги воинов.

Андрей Федоров,корреспондент:
«Топонимов, связанных с Великой Отечественной, в нашем городе больше 120-ти. Увековечены герои и события, многие из которых постоянно на слуху. Ведь все помнят, чье имя носит проспект Маршала Жукова. Но есть на карте города и такие героические фамилии, что постепенно забываются. Пример – улица Солдата Корзуна. Согласно мемориальной табличке на одном из домов, рядовой погиб 5 ноября 1943 во время артиллерийской дуэли. А вот подробности подвига сейчас вряд ли кто вспомнит».

Это было во время обороны Ленинграда. Как и положено пионерам, наизусть о подвиге рассказывает правнучка героя Советского Союза – Елизавета Шульга. На телефон снимает директор этнографического музея белорусского города Наровля.

В честь земляка здесь также названа одна из улиц. Обратили внимание на ударение? Правильно все же КОрзуна, а не КорзунА, как мы привыкли.

Раиса Бобр,директор «Наровлянского историко-этнографического музея»:
«Почему надо помнить? Чтобы не началась другая война. Ведь правду говорят, если забывается предыдущая война, то начинается новая».

Не помнят пограничника Гарькавого, танкиста Хрустицкого, партизана Германа, подводника Кузьмина и многих других. Тех, чьи имена носят улицы в основном в двух районах Петербурга: Кировском и Красносельском. Когда их строили, применяли правило, утвержденное еще в середине 19 века – каждая часть города имеет свою тематику.

Алексей Ерофеев,член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга:
«Революционную тему отдали Невскому району, вспоминаем Обуховскую оборону. Наука и просвещение – это северная часть. Политехнический институт задал эту тему. Где наука, там и культура. А Кировский район отдали под тему защиты Ленинграда. Ведь именно здесь проходил передний край обороны».
Андрей Федоров,корреспондент:
«Современные школьники вряд ли вспомнят имя и этого красноармейца. А ведь в честь него по всей стране названы 1100 улиц. Популярность наравне с Лесной, Центральной и даже Советской. А еще благодаря именно Александру Матросову в русском языке появилось устойчивое выражение — «грудью на амбразуру»».

Хотя в 90-е появилась версия, что Матросов все же выдуманная фамилия. На вражеский дзот кинулся Шакирьян Мухамедьянов из Башкирии. Якобы газеты все переврали, и рупор Советской пропаганды часто писал про выдуманных героев.

Дмитрий Шерих,главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости»:
«Это была не пропаганда, а общая совместная работа во славу отечества. Во славу отечества и родной страны. В слове «пропаганда» есть момент манипуляции, когда человек с холодным умом пишет что-то, чтобы кого-то убедить. Но здесь все были убеждены в том, что они пишут и все работали на то, чтобы приблизить победу».

Той же идеологической работе приписывают и послевоенное переименование улиц уже в исторической части города. Тогда бежали от всех буржуазных символов. Так в городе вместо Лештукова переулка у Фонтанки, названого по фамилии хирурга Елизаветы Петровны, появился Джамбула – в честь казахского поэта.

Андрей Федоров,корреспондент:
«Самая большая волна переименований в Ленинграде была в 1952-м году. Тогда новые названия получили сразу 108 улиц. В списке – ученые, революционеры и названия освобожденных городов. Но больше всего повезло героям исторических фильмов, а значит Великой Отечественной. Про войну тогда снимали больше всего. В Смольном решили: раз ленты пропущены в прокат сталинской цензурой, значит не представляют идеологической опасности. Так в городе появились улицы Олега Кошевого, переулки Ульяны Громовой и Сергея Тюленина из «Молодой гвардии»».

Эти переименования в исторической части города, по мнению историка Льва Лурье, были совершенно неосознанные. Список пришел сверху и применялся почти в каждом городе. Сейчас же можно сохранять свою индивидуальную историю.

Лев Лурье:историк, краевед, журналист:
«Город наш очень быстро строится, что очень приятно. Появляется Мурино, Кудрово. А значит, у нас появляются новые улицы, проезды и площади. Поэтому именно там мы можем называть улицы именами, которые надо помнить».

Но большая часть фамилии все же связана с Ленинградом. Партизанка Зина Портнова до войны жила в этом районе. Память о ней с недавнего времени бережно хранят в школьном музее.

Татьяна Есипова,руководитель школьного музея:
«Это нужно начинать, наверное, даже не в школе, а раньше, в детском саду. А самое главное — это должно идти из семьи. Если это есть в семье, то обязательно передастся детям. То, насколько мы сможем передать свою гордость и боль за нашу победу, зависит от того, как они смогут передать это своим детям и внукам».

И только с таким подходом память о героях и их подвигах никогда не исчезнет. Время не сотрет подробности. А фамилии на фасадах домов не превратятся в обычные адреса. Названия улиц, словно шпаргалки для школьников, помогают нам помнить тех, кого забывать нельзя.