АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

215 лет назад, 5 июня 1805 года, в аристократической семье потомственных военных родился Пётр Карлович Клодт. Однако суждено было барону Клодту прославится не как выдающемуся военачальнику, а как непревзойдённому скульптору. Во всём мире известны две грандиозные работы Клодта – скульптурные группы с лошадьми на Аничковом мосту и конная фигура Николая I на памятнике на Исаакиевской площади. Ну а мы отправляемся в путешествие по местам Петербурга и его окрестностей, что хранят воспоминания о лошадях барона Клодта!   

Первый успех пришёл к молодому скульптору в 1833 году, когда он в составе группы именитых художников создал несущую колесницу Богини славы шестёрку коней на аттике Нарвских триумфальных ворот архитектора Василия Стасова. После удачного выполнения императорского заказа барон Клодт проснулся знаменитым и получил покровительство самого Николая I.

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Наталия Сергеевна, мы с вами сейчас прямо вот под копытами, что называется,  этого самого первого творения?
НАТАЛИЯ ЯБЛОНСКАЯ,начальник отдела «Нарвские Триумфальные ворота» Государственного музея городской скульптуры:
Практически да, там сейчас над  нами знаменитая шестёрка коней.
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Верители вы в то, что, как гласит легенда,  когда Николай I увидел  работу Клодта, он сказал, воскликнул якобы, что Клодт делает коней лучше, чем жеребец?
НАТАЛИЯ ЯБЛОНСКАЯ,начальник отдела «Нарвские Триумфальные ворота» Государственного музея городской скульптуры:
Знаете, это вполне вероятно. Конечно это легенда,никаких документальных подтверждений этому нет. Но император был мастером на хлёсткое слово, а коней, действительно, Клодт делал так,что равных ему не было ни до, ни после, ни сейчас.
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

Воплощая идею Николая I о воссоздании столичной приморской дороги с благоустроенными загородными усадьбами, граф Алексей Орлов в 1833 году попросил в вечное владение у императора облюбованное им место в центре Стрельны на берегу Заводского пруда, ставшего затем Орловским. В конце 40-х годов 19 века в северно-восточной части усадьбы закончилось строительство деревянного дворца в готическом стиле. Фасад дворца был обращён к Орловскому пруду, напротив которого архитектор Андрей Штакеншнейдер установил две копии конной группы барона Клодта с Аничкова моста. Увы, после Великой Отечественной войны Орловский дворец не уцелел, также, как и скульптуры Клодта – они пропали без вести вот с этих внушительных постаментов!

Николай I во время прогулки по Луговому парку в Петергофе решил построить на Бабигонском холме павильон для супруги Александры Фёдоровны. Он сам выполнил эскиз будущего дворца Бельведер в древнегреческом стиле и отправил рисунок своему любимому архитектору Андрею Штакеншнейдеру для разработки проекта. Работы по строительству велись с 1853 года и закончились в 1856-м, когда Николая I уже не было в живых. Проект дворца Бельведер предполагал и установку работ любимого скульптора императора. Вот здесь на двух высоких постаментах по сторонам здания барон Клодт в 1856 году создал две группы «Укротителей коней». Во время немецкой оккупации Петергофа скульптуры были похищены и их судьба до сих пор также не известна!

Зато другие работы Петра Карловича Клодта красуются по всему миру: в Москве, в Киеве, в Берлине и Неаполе. А каждый житель нашей страны ежедневно держит в руках «коней Клодта» — точнее сторублёвую купюру, на которой изображена квадрига Аполлона на фасаде Большого театра в Москве работы прославленного русского скульптора!