МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент:

«Меж Пестеля и Маяковской стоит шестиэтажный дом. Когда-то юный Мережковский и Гиппиус прожили в нём два года этого столетья. Теперь на третьем этаже живет герой, и время вертит свой циферблат в его душе».

17 лет – с 1955 по 1972 — в полутора комнатах коммунальной квартиры дома Мурузи жил и творил один из самых значимых литераторов второй половины XX века — Иосиф Бродский. Будущий Нобелевский лауреат бросил школу в восьмом классе. Решил заняться самообразованием, но чтобы не стать обузой для родителей, параллельно пошёл работать. Первой отметкой в трудовой стал промышленный гигант Советского Союза — завод «Арсенал».

Позже рабочую биографию пополнила служба техником-геофизиком, кочегаром, санитаром в морге, матросом на маяке, но истинной страстью и самой верной спутницей с юных лет была литература.

МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент:
Знаменитый «Лениздат» на Фонтанке. В советские годы здесь выходили популярные серии книг, массовая агитационная литература, политические плакаты и больше десятка журналов и газет. В одной из них 29 ноября 1963 года была опубликована статья «Окололитературный трутень».

Материал был полностью посвящён критике поэта. Вслед за первой публикацией «Вечерний Ленинград» напечатал подборку писем читателей, которые требовали наказать «тунеядца Бродского». Наказали строго: арестовали, посадили в Кресты.

МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент:
В изоляторе Бродский перенёс первый сердечный приступ, что подорвало его здоровье на всю последующую жизнь.

После была ссылка и возвращение, несколько относительно спокойных лет и снова — опала, которая привела к изгнанию. Одним днём пришлось оставить все адреса, что были важны и даже судьбоносный — где судили, понимали, завидовали, просто любили, всегда ждали. Советские власти запрещали родителям поэта навестить сына в США, ему же въезд на родину был закрыт. Не пустили даже попрощаться с матерью в 83-ем, проводить отца в 84-ом. После уже сам Бродский не искал ни поводов, ни возможностей вернуться. Он умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции, памятники установлены в Белгороде и в Москве, но первый в России появился во дворике филологического факультета СПбГУ. Впрочем, он не стал единственным в городе, который там много дал и забрал у поэта.

МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ,корреспондент:
Загадочный монумент, на котором не обнаружить ни таблички, ни имени появился вблизи реки Смоленка в конце 2016 года. По документам это садово-парковая скульптура, а по замыслу автора — символ воссоединения Бродского и Петербурга.