Если признать, что фестиваль в Выборге не только окно, но и зеркало, в котором отражается состояние киноиндустрии, то кажется удивительной тотальная серьёзность нынешнего смотра — кинематографисты будто предчувствовали, что наступают нерадостные времена.

ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ,помощник президента России:
Я вот обратил внимание, что в этом году много фильмов связанных с военной, исторической. Может, это естественно, может знак внимания. Хотелось бы чтобы было больше фильмов о нашей сегодняшней жизни.

И в самом деле, в Выборге вспомнили о разных страницах Великой Отечественной — и сказочно-неуловимом красном снайпере, и о блокаде, и о забытом факте существования финских лагерей, где томились жители Карелии. Да и сам Владимир Мединский представил в Выборге картину о подвиге Зои Космодемьянской.

ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ,помощник президента России:
Мы были поражены тем, когда участники фокус-группы, молодые ребята школьного возарста говорили: «да-да, очень интеерсно. Зоя Космодемьянская —  кажется, это первая космонавтака, мы знаем». Поэтому всё-таки такое кино нужно.

Но и фестивальное кино о современных реалиях, хотя еще и не пандемических, оказалось не слишком оптимистичным. Дочь героя фильма Ивана Болотникова «Пальмира» вербуют террористы. В дебюте Дмитрия Рудакова Варлам Шаламов доживает последние дни в доме для престарелых. Для якутской шаманки её способность исцелять  не дар, а проклятие. Герой другой якутской картины, дальнобойщик попадает в ледяной плен на дороге. И по мрачной иронии, фильм Степана Бурнашева «Чёрный снег», получивший главную награду фестиваля, почти буквально синхронизировался с реальной новостью о двух парнях, замёрзших на заброшенной трассе в Якутии.

Впрочем, надежда есть, её внушил единственная на выборгском кинофестивале игровая картина о подростках «Зови меня дрозд». И не случайно она получила спецприз с формулировкой «За свет и искренность».

ПАВЕЛ МИРЗОЕВ,режиссёр:
Выросло чистое поколение ребят которым сейчас там 14, 15, 17 лет, которые очень настроены на самореализацию, на обретение самих себя,. на какое-то честное формулирование себя в пространстве.

Есть надежда и не только на цифровое поколение. Но кажется, для этого стоит отъехать подальше от столиц. Как это сделал документалист Ашот Джазоян, снявший коллективный портрет жителей Хабаровского края…

АШОТ ДЖАЗОЯН,сценарист, режиссёр, продюсер:
Конечно, у них есть своя косточка хабаровская. Они очень уверенные в себе, не самоуверенные, а очень самодостатчоные, Они обожают ту землю, на которой живут. Это может быть егерь, который плывёт пореке Чур, это может быть художник, который создал свою систепму письма  Мне кажется очень важным снимать тех людей, на которых Россия держится.