Как различные политические эпохи  влияли на то, какие памятники появлялись, а какие исчезали с улиц и площадей Петербурга? И какие памятники мы увидим в ближайшем будущем? Репортаж Андрея Федорова.

Андрей Федоров,корреспондент:
«Дворцовая площадь, Зимний дворец, Александровская колонна и ангел на самой вершине – символы Петербурга. А ведь до наших дней этот архитектурный ансамбль мог и не дожить. В 1924-м ангела хотели заменить на товарища Ленина. Вождя революции даже предлагали нарядить в римскую тогу, чтобы не отклоняться от имперского стиля. Далее были варианты с красноармейцем и рабочим. Но искусствоведы отстояли».

Подобных случаев с памятниками в Петербурге сотни. Повинуясь веяниям истории, их переделывали, переставляли, заменяли или вовсе уничтожали.  Самые яркие примеры последнего времени.

С дома Лишневского неизвестные сбили скульптуру Мефистофеля. Городская общественность вышла на улицы. Мемориальная доска Маннергейму провисела четыре месяца. Спорный памятник дворнику стоит у архитектурного шедевра Карла Росси.

И из последнего. Московский монумент Дзержинскому с Лубянской площади активисты предлагают перенести в Петербург. Но это, скорее, ради хайпа.

На самом деле, борьба за памятники началась сразу после основания города. Например, этот прижизненный монумент Петру хотели поставить на Сенатской площади. Но, после смерти императора, про него забыли. А когда вспомнили, он оказался «немодным».

А памятник Суворову «гонялся» за обелиском Румянцеву по Марсову полю. Несколько раз их меняли местами, как будто места в городе больше не было. В итоге, Румянцеву пришлось «отступить» на Васильевский остров.

Алексей Ерофеев,краевед:
«Осваивались новые территории. Представим Марсово поле. Площадь одна, а памятника два. А здесь нет ни одного. Получается, что создается новая площадь. Там Суворовская, а здесь Румянцевская. Город строился, как площадь. Ведь единица измерения города – это не улица, а площадь. Это Юрий Тынянов еще заметил».

Совсем другие причины заставили путешествовать монумент Александру III. На задворки его задвинула революция. Царей в те времена сменяют новые герои.

Памятник Софье Перовской, памятник Огюсту Бланки, памятник Карлу Марксу, памятник «Великий металлист», монумент «Освобожденный труд».

Андрей Федоров,корреспондент:
«Попытка вписать революционеров в существующие ансамбли порой доходила до абсурда. Один из ярких примеров – площадь у Казанского собора. Справа – Кутузов, слева – Барклай-де-Толли. А здесь, в центре, на место фонтана примеряли памятник Плеханову. Так бы он смотрелся на фоне шедевра классицизма?»

Памятник Плеханову все же установили, правда, в Московском районе. Там, где строили новый центр Ленинграда, без всего имперского. Но и здесь без казусов не обошлось. В Парке Победы, почти в той же позе должен был стоять другой монумент. Говорят, во время тумана их можно и спутать.

Артем Шипунов,историк архитектуры:
«Ситуация изменилась. После смерти Сталина в стране наступило понимание, что его совокупность заслуг не дает возможности установки ему памятника. Уже приближался 20-й съезд и развенчание культа личности».

При этом памятники Ленину продолжали ставить. Всего их было 96.  До нашего времени на своих местах устояли чуть больше половины. После переименования города эти советские символы многим показались лишними.

Мария Мацкевич,социолог:
«У нас было ощущение, что на наших глазах вершится история с большой буквы. Символом этого движения в будущее был разрыв с прошлым, с советским прошлым, прежде всего. И в какой-то период было популярно, что мы не просто уходим от прошлого, но мы возрождаем то, что было до революции. Мы возрождаем преемственность».
Андрей Федоров,корреспондент:
«Современное искусство никакой идеологической нагрузки чаще всего не несет. Да и выглядит иначе.  Например, этот поребрик. Написано, что тоже памятник. И таких арт-объектов в городе десятки».

А это тот же Ленин с Московского проспекта, но в исполнении современных авторов. Узнается с трудом, но на то и рассчитано. От классики и академизма молодые современные художники уходят. Теперь скульптуры не дают ответы, а задают вопросы.

Юлия Мачевская,заведующая сектором музейных программ «Мастерской Аникушина» Государственного музея городской скульптуры:
«В 21-м веке зрителю самому хочется быть активным участником процесса. Со скульптурой хочется взаимодействовать, ходить вокруг нее. Трогать и воспринимать другими органами чувств, не только зрением. Он хочет сам искать собственные смыслы и трактовки в произведении искусства, которое он видит перед собой».

Таким, вызывающим вопросы, мог быть и памятник Блоку, который должен вскоре появиться на улице Декабристов. Но от кубизма автор, в итоге, отказался. Хотя и классической скульптуру не назовешь. Как и в строках поэта, все кратко: «Ночь улица, фонарь, аптека».

Евгений Ротанов,скульптор:
«Идущая фигура от дома в город Блока, такого грустного и задумчивого с этой тяжелой шинелью, но с элементом шляпы и бабочки, которые будут говорить, что это поэт. И он там садится. Там не надо пьедесталов и вензелей».

Какими будут еще четыре памятника, которые поставят в Петербурге в этом году, пока не известно. Важно, чтобы скульпторы и архитекторы угадали с местом и стилем. Ведь грамотно вписать их, не нарушив единство ансамблей, как показывает история, получается далеко не всегда.