Университетская набережная, дом 15 Меншиковский дворец, архитекторы – Ф. Фонтана, Г. И. Шедель, годы строительства: 1710 – 1720

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Пётр Первый – великий реформатор! Но когда речь заходит о подобном статусе первого российского императора, то нельзя сбрасывать со счетов людей, без которых свершения Петра были бы абсолютно невозможны, – это его преданные сподвижники и фавориты. В историографии даже существует аллегоричный термин – «птенцы гнезда Петрова». Все они подчас не могли похвастаться знатностью происхождения и всесторонней образованностью. А вот в наличии у них ума, талантов, энергии и усердии сомневаться не приходится. Первым лицом в ряду выдающихся петровых сподвижников был, безусловно, Александр Данилович Меншиков.
ВЛАДИМИР МЕЩЕРЯКОВ, заведующий отделом «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа:
Дворец Меншикова — это совершенно потрясающее замечательное здание, самое, пожалуй, замечательное в Петербурге, потому что это единственное здание города вот такого уровня — дворцового, великолепного губернаторского дворца, которое сохранилось до наших дней не только во внешнем облике, сохраняя свой вид, как на гравюре Зубова, но и интерьеры сохранились. Вот эта дубовая лестница, по которой мы идём, она сохранилась в общем-то в первозданном виде, кадеты её сохраняли после опалы Меншиков, и ступеньки вот эти — по которым ходил Пётр I, все императоры российские ходили по ней, поскольку они были шефами Первого кадетского корпуса. Здесь ступеньки — проступи были перевёрнуты вот так и сношенная часть находится там, внутри. Эта лестница из морёного дуба служит и по сей день.
АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
А можно утверждать, Владимир Владимирович, что вот эта легендарная, более, чем 300-летняя дубовая лестница Меншиковского дворца — это первая парадная лестница Петербурга вообще?
ВЛАДИМИР МЕЩЕРЯКОВ, заведующий отделом «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа:

Да, конечно. То, что эта лестница — она первозданная и первоначальная, об этом говорит и вот эта решётка — Петрус Примус латинские буквы и Александр Меншиков — переплетение. Только Меншиков мог себе такое позволить, никто более.

Вот по поводу этого зала следует сказать, конечно, он такой роскошный, помпезный, но это не то, что видели Пётр и Меншиков. Он менялся, его архитектура менялась. Зал был при Петре вот — следы балок оставлены, он был высотой в один этаж, он был на 5 окон, сейчас здесь 9 окон. При Петре и Меншикове это зал был совершенно другой — он был посвящён победам в Северной войне. Сохранилась в этом зале дверь, которую, как и дубовую лестницу трогал руками Пётр Великий. Это дверь ореховая, она вот здесь находилась, её нашли в закладке стен, поэтому на и сохранилась — кирпичом была заложена, когда делали церковь. Почему мы говорим, что это дверь — современник Петра и Меншикова: здесь три слоя живописи, это говорит о трёхразовой отделке — три раза отделка дворца менялась, с 10 по 17 год первый слой — вазоны с цветами, шапка княжеская с вензелем Меншикова, второй слой под мрамор и третий — самый роскошный слой, это воинские арматуры, это вензель Меншикова и на самом верху княжеская шапка.

Это было требование Петра — чтобы дворец соответствовал своему статусу, ну и Меншиков старался сам, поскольку был не чужд такой вот роскоши.

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
«Из грязи в князи» — знаменитая русская поговорка, зафиксированная Владимиром Далем в середине XIX столетия, как полагают, могла появиться в непосредственной связи с историей фаворита первого российского императора. Начав своей путь с торговли пирожками вразнос, Меншиков закончил карьеру в чине генералиссимуса и без пяти минут императорским тестем. Меншиков принимал участие во всех преобразованиях царя, внёс вклад и в преобразования в области культуры. Его дворец на Васильевском острове поражал современников архитектурным обликом и роскошью интерьеров, был центром культуры новой столицы. Сегодня он по-прежнему существует на Университетской набережной и им по праву гордится современный Петербург 300 лет спустя.