Жёсткие, торчащие в стороны, усы придавали Петру I схожесть с котом. Но, в отличие от отца, Алексея Михайловича, чьего усатого питомца аж увековечили в гравюре, Пётр I был заядлым собачником. Хотя рассказывают про некоего вологодского Ваську, поселившегося в его покоях в Зимнем дворце, случилось это незадолго до смерти царя-реформатора. Так что если кто и хозяйничал в доме Петра Алексеевича, так это собаки. Имя пса, улёгшегося у камина, история не сохранила. В этом смысле нынешним обитателям петербургского Зоологического музея повезло куда больше. Правда, чем заслужил кличку Тиран данцигский булленбейсер – тоже загадка. Не иначе, как этот потомок ассирийских боевых собак слишком ретиво нёс верную службу, охраняя государя. Однако Тиран отличился не только этим.

Надежда Слепкова,научный сотрудник Зоологического института:
Собака знала хорошо вельмож в лицо, и Пётр мог её послать с какой-то запиской, с каким-то сообщением во время боевых действий.

В мирной жизни царской любимицей была подаренная Меншиковым бойкая Лизетта, представительница многочисленного клана терьеров. Меншиков с подарком не прогадал — присутствие собачки успокаивало вспыльчивого Петра Алексеевича. Нередко государь по возвращению из Сената, гладил её, приговаривая: что если бы все упрямцы были послушны, как Лизетта, «тогда не гладил бы я их дубиною». Однажды Лизетта спасла от кнута одного придворного, впавшего в монаршью немилость.

Надежда Слепкова,научный сотрудник Зоологического института:
Пётр был настолько на него разгневан, что не разрешил своим приближённым вообще ни слова сказать в его защиту. И тогда Екатерина, она придумала, что она за ошейничек Лизетты положит челобитную от лица этой собаки. И эта собачка подбежала к нему. Он увидел эту записку, прочёл её, засмеялся, сказал: И ты, Лизетта, с челобитной ко мне подбегаешь. Поскольку это просьба первая от тебя, то я, пожалуй, её исполню.

К редкому имени Лизетта Пётр Алексеевич ощущал странную слабость — дал его любимой дочери, будущей императрице России, двум кораблям, комнатной собачке и даже боевому коню. Это как же завоевала сердце молодого царя некая прелестница-саксонка во время его Великого посольства. Как и всякий ахалтекинец, конь Лизетта имел пылкий нрав, под стать характеру Петра. Странно ли что 26-летний государь, встретив в районе Риги барышников, продававших бурого жеребца, с первого взгляда влюбился в него, и выменял на собственную лошадь, да ещё доплатил сверху 100 голландских червонцев.

Надежда Слепкова,научный сотрудник Зоологического института:
Она по всему лагерю военному могла его разыскивать: если её, например, взнуздали, а Пётр передумал ехать, то у неё из глаз даже слеза могла выкатиться.

Кстати, благодаря современным технологиям учёные могут определить пол Лизетты. так что, близок тот день, когда исторический казус с именем разрешится, и мы узнаем, кто же на самом деле спас царя от смерти в Полтавской битве, вынеся его на безопасное расстояние от прицельного огня. Спустя несколько лет своего любимого коня Пётр увековечил в первом в России конном памятнике. Но по воле судьбы монумент, созданный во славу молодой империи, был установлен лишь в 1800 году. И уступив в первенстве Медному всаднику, которому позировали кони орловской породы, памятник у Михайловского замка все же стал знаковым. Говорят, если потрогать копыто Лизетты – удача обязательно повернётся к вам лицом.