МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Каждый раз, когда наступает 10 июня, я задаюсь вопросом — а можно ли стать народным артистом России, всю жизнь исполняя и популяризируя американскую музыку? И сам себе отвечаю: конечно, можно, если музыка — джаз, а артист — Давид Голощёкин. Сегодня Давид Семёнович отмечает день рождения и мы прибыли в этот дом 27 по Загородному проспекту, чтобы лично поздравить маэстро.
Давид Семёнович, примите наши самые горячие поздравления! В этом году мы отмечаем столетие джаза в России. Из эти 100 лет, если я не ошибаюсь — 55 лет существует ансамбль Давида Голощёкина. А джаз вы начали играть, естественно, ещё раньше. Вы помните тот момент, когда поняли, что это ваше призвание и судьба?
Давид Голощёкин,художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки: Это был 1956 года, в Театре Музыкальной комедии концерт Оркестра Олега Лундстрема, на который я 12-летним мальчишкой с мамой попал. И тогда я понял, то, что я услышал сегодня вечером, пожалуй, вот это — моё.
Я в профессиональном джазе 61 год. Но моя карьера началась 21 апреля 1961 года в Таллинне на джазовой фестивале.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: А 22 апреля был день рождения Ленина. Я к тому, что за вашей спиной вижу одну из самых раритетных фотографий этого зала — на ней вы, Дюк Эллингтон, а на фоне лозунг «Ленинские заветы живут и побеждают».
Давид Голощёкин,художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки: Да, это произошло в 1971 году во время визита Дюка Эллингтона с его оркестром в нашу страну. В первый день посещения Ленинграда он оказался в Эрмитаже, пробыл там несколько часов и, возвращаясь, спросил сопровождающее лицо с нашей стороны — «а у вас играют джаз в Ленинграде?». Ну что а что мог ответить человек, который его сопровождал? «Конееечно! Играют», — сказал человек, абсолютно не понимаю, что он говорит на самом деле. И Эллингтон говорит « а нельзя ли встретиться с джазовыми музыкантами и поиграть с ними, послушать?» В протокол это никак не входило, но сзади как всегда был помощник, который знал больше и лучше, он повернулся — «джаз, найдите срочно…» Ну, естественно, помощник сказал «Голощёкин!» И тут же дал команду — найти быстро, чтоб завтра был….
Вот оно и случилось. Мы сыграли там. И когда закончили — я играл на рояле там, он встаёт и говорит «после такого прекрасного пианиста я нуждаюсь в реабилитации». Я протягиваю руки над клавишами и говорю «сыграйте что-нибудь у нас», взял свой горн, выбрал момент и заиграл соло. Эллингтон повернул голову, тут человек, который только что играл на рояле. Но тут была ещё скрипка, и когда я заиграл из-за спины Эллингтона на скрипке — вы бы видели лицо Эллингтона. Он встал, обнял меня и сказал «ну ты и гангстер! Если ты приедешь в Нью-Йорк — у нас нет шансов получить работу».
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Давид Семёнович, как планирует филармония отмечать столетие джаза в России?
Давид Голощёкин,художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки: Мы вышли с таким предложением открыть в нашем чудесном городе джазовый сквер, где летом будет стоять сцена и будут играть музыканты.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Давид Семёнович, как вы думаете, за эти сто лет своего существования в России джаз остаётся элитарным искусством или стал массовым?
Давид Голощёкин,художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки: Время массовости джаза, я скажу, вообще прошло в мире. Поэтому скорее, всё-таки элитарный.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий: Вы сейчас можете сказать про себя — «я в джазе знаю всё»?
Давид Голощёкин,художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки: Нет, конечно, это невозможно. Любое искусство развивается. Я считаю, что всегда в джазе мы нуждаемся в талантливых людях, в личностях. Джаз — это искусство личностей.