О великом мастере, его работах и видении мира говорили накануне на творческой встрече с Андреем Кончаловским в Русском музее. Вечер посвятили живописцу Василию Сурикову, прадеду известного режиссера, сценариста и народного артиста России. Андрей Кончаловский рассказал о том, как работы выдающегося художника вдохновляли его на собственные творческие поиски.

Почетные гости выставки первым увидели «Степана Разина». Это как если бы сам Суриков встречал своего правнука. Мятежного атамана автор наделил собственными чертами — получился своего рода эмоциональный автопортрет. А вот история к картине, которая смогла удивить Кончаловского.

«Он еще в 90-е годы съездил в Старочеркасск, где стоял Воскресенский собор, в стены которого были вмонтированы кандалы и цепи Степана Разина. Для того, чтобы вжиться в этот характер. И неслучайно говорят лицом Степан Разин похож», — сказал заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.

Знаменитый режиссер знал, что его прадед никогда на заказ не писал. Если портреты, то только близких и важных ему людей. Собирательные образы героев картин он наделял чертами родственников, потому для режиссера Андрея Кончаловского выставка картин Сурикова — словно семейный альбом. Знакомые черты открылись у картины «Посещение царевной женского монастыря».

Художник часто просил родственников позировать в качестве прототипов для персонажей. «Взятие снежного городка» Суриков писал в Красноярске, идею картины подал его младший брат Александр. Это он и изображен в богатой шубе. Но и тут не заметить сходство персонажа с режиссером Никитой Михалковым было нельзя. Андрей Кончаловский говорит, он чувствует какую-то особую связь с художником, а эти полотна играют для него совершенно другими красками, чем для четверти миллиона посетителей выставки. Прежде всего откликаются особыми воспоминаниями.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Какие то вещи на стенах маминой комнаты, бабушкиной комнаты. Я все это помню тогда еще когда мне было 10-12 лет. Все это были знакомые вещи. Когда меня наказывали, то я глядел на это», — рассказал советский, российский режиссер театра и кино Андрей Кончаловский.

Кончаловский вспоминает, что многому учился у Сурикова — непревзойденного мастера сложных композиций. Художник в каждом лице видел свой смысл и пытался запечатлеть, когда еще ничего не случилось, но предчувствием пропитано все полотно. Суриков величайший драматург и режиссер, уверен его знаменитый кинопотомок.

«Каждый раз огромный пласт культуры, который нужно возобновить в душе и в голове. И узнать очень многое прежде, чем делаешь такую огромную работу, как эти большие картины. То же самое с большими фильмами», — добавил Андрей Кончаловский.

Эпицентром заключительного просветительского зала выставки стало генеалогическое древо, хорошо знакомое Андрею Кончаловскому. По экспонату можно представить российскую историю в лицах и фамилиях.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

У генеалогического древа Михалковых-Кончаловских, представленного музею из личного архива режиссера Никиты Михалкова, всегда много людей. Посетители с интересом изучают родословную, в которой есть и имя великого художника. В творческой династии художников, писателей и кинематографистов можно найти даже членов императорской семьи — Александра Пушкина и Николая Гоголя.