Мраморный дворец превратился в театральный зал. Накануне там представили спектакль-променад об истории музейного пространства. Артисты — ученики инклюзивной театральной школы, незрячие и слабослышащие люди. В образах хранителей они провели зрителей по всем залам дворца.
Дыхательная гимнастика и десять минут речевой разминки. Так начинающие артисты справляются с волнением. Для Александра Нехорошева это первая роль — и сразу главная. Играет Антонио Ринальди, архитектора Мраморного дворца. Перед спектаклем у него свой ритуал. Как открытую книгу, он читает тактильный макет для незрячих посетителей.
Глядя на них, даже не скажешь, что это люди с ограниченными возможностями. Многие и на сцену никогда не выходили. Над спектаклем работали больше полугода: начинали с актерских тренингов, вокала и уроков истории. Репетировать в музее начали не сразу.
«Сложно именно технически, потому что здесь музейные пространства, здесь что-то постоянно происходит, трудно соединить графики, трудно соединить вот эти перемещения», – отметил режиссер спектакля-променада «Пять историй Мраморного дворца» Александр Савчук.
Связующая нить Спектакля-променада история Мраморного дворца – от эпохи Екатерины II до наших дней. Сама императрица приглашает зрителей в гости. Они танцуют на балу в белом зале, гуляют по садовой оранжерее и невольно становятся участниками спора. Строгой правительнице не нравится авторский символ архитектора.
Один из центров постановки – цветок Антонио Ринальди. Пальмовая ветвь обращает к истории христианства, дуб олицетворяет силу древнего Рима. Это, можно сказать, автограф итальянского архитектора. Он оставлял его во всех дворцах, которые строил.
Зрителями спектакля стали незрячие и глухие люди. Реплики переводили на жестовый язык, а тифлокомментаторы детально описывали происходящее. Организаторы отмечают , главная цель постановки – помочь почувствовать красоту тем, кто не может ее увидеть.
«О ней можно рассказывать, но вот этого ощущения восторга, когда у вас все замирает внутри от того, что вы увидели, у них не возникает. От этого родилась идея пойти через театрализацию, которая позволит им пережить эти истории и ощутить себя частью этого дворца», – рассказала Ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Государственного Русского музея Лидия Шенберева.
Для музея это первый подобный опыт. Спектакль создавался в инклюзивной театральной лаборатории, но здесь надеются, что он будет интересен и обычным посетителям. Следующий показ пройдет уже в новом году.