Музейные смотрители — это те, кто в Ночь музеев не будут спать по служебной необходимости. Работа, о которой мало кто мечтает. Но в век технологий, когда везде есть камеры слежения, надежная сигнализация и тревожные кнопки, российские музеи от смотрителей не отказываются. Более того, у них есть и свой профессиональный праздник - 14 мая. Не официальный. Придумали его в Павловском музее-заповеднике для того, чтобы подчеркнуть - эти люди не охранники, а охранители не только бесценных сокровищ, но и особой музейной атмосферы.
Лавируя между Ботичелли и Рембрандтом, Любовь проводит ежедневный обход. В «смотрительстве» она уже 30 лет — пришла сразу после пединститута.
Умные технологии и искусственный интеллект давно проникли в каждый музей города. Любую попытку слишком близко познакомиться с шедевром пресечет сигнализация. За каждым движением наблюдают и через камеры — но музейщики уверены, никакой искусственный интеллект не заменит человека в искусстве.
Помощь смотрителя здесь зачастую нужна не картинам — людям. В Эрмитаже — городе-музее — 10 тысяч гостей в день.
«Людям плохо становится в музее, нужно вызвать службу. Дети теряются, не скажу что часто, но регулярно», — рассказала смотритель Государственного Эрмитажа Любовь Метлина.
А вот проведение экскурсий — даже в мини-варианте — запрещено инструкцией. Пока будешь общаться про раритетный паркет с одним — другой — уже оседлает коня.
В день у каждого смотрителя — до пятисот «где и почему». Посетители ищут несуществующие картины из сериала «Бандитский Петербург», места силы и энергетические воронки. Со всеми — смотрители неизменно вежливы.
«Странного ищут конечно много. Приходят с вопросами о тоннелях, которые проложил Петр Первый в Петропавловскую крепость из Эрмитажа. Они, например, подходят и говорят: «Скажите , барышня, где у вас Мадонна с мадонёнком висят?», — рассказала смотритель Государственного Эрмитажа Любовь Метлина.
В свои 54 Любовь констатирует: если отмотать жизнь назад, выбрала бы ту же профессию. И — только в Эрмитаже. Здесь — ежедневная ротация сотрудников, чтобы не было выгорания. Залов тут 350, хватит — на весь год.
Смотрительницы в Павловском дворце красоту наводят только помадой. Лак для волос и духи под запретом — ароматы не должны нарушать музейную ауру.
«Я сама с Павловска, с детства я всегда посещала этот дворец, он мне очень нравился. Мы гуляли здесь еще маленькими и каждый раз приходили во дворец посмотреть, но потом взрослели, своя судьба сложилась», — поделилась смотритель Павловского музея Алла Сидень.
Техническое образование, вся жизнь — на закрытых оборонных предприятиях. На пост смотрителя Алла Алексеевна заступила в 56. Начала с проходного маленького зала, но за 20 лет взлетела по карьерной лестнице — на третий этаж в тронный зал.
«Я думаю, что да, считается почетным. И радостно когда туристы приходят и с дверей так — Какая красота! В какой красоте работаете! Вы знаете, я скучаю иногда, уходишь в отпуск и после отпуска я бегу! Мне нравится здесь очень. Это мое. Я чувствую вот какой-то прилив, уют домашний. Я чувствую себя в своей тарелке», — рассказала смотритель Павловского музея Алла Сидень.
Единственная приглашенная на трапезу к императору Павлу. За ограду больше никому нельзя.
«Хозяйку» зала нередко фотографируют иностранные туристы. Не обижается. Лишь бы не трогали. Ни ее, ни экспонаты.
» У нас нет такого «сидеть», у нас можно сидеть, когда нет людей, это можно отдохнуть, а так мы работаем в зале с группами. У меня даже характер поменялся, был немножко взрывной, а сейчас — спокойный», — поделилась смотритель Павловского музея Алла Сидень.
Самый частый вопрос туристов — как ни странно, не про зал. А про то, встречались ли здесь привидения.
«Никогда! Я знала, что у нас этого нет! Знаю, что в Гатчине говорят есть, а у нас этого нет, поэтому я не боялась ничего», — отметила смотритель Павловского музея Алла Сидень.
300-тонные локомотивы под его присмотром уже 7 лет. Ни один не пропал — даже старинные рычаги и педали на месте.
«Как только родители отвернулись — дети уже на экспонатах», — рассказал смотритель музея железных дорог России Сергей Истомин.
Потомственный железнодорожник — больше 40 лет отработал проводником на поездах дальнего следования. В музее экспонаты на вечной стоянке — а вот он — все равно в движении. Потому что привык.
Со школьниками — выпьет чаю в плацкарте, со старшими — поспорит, кто создал первый паровоз — русские или англичане.
Сидеть на этом огромном вокзале не приходится. На ногах Сергей Николаевич всю смену — 8 часов в день. Но о железной дороге говорил бы сутками.
Полторы тысячи смотрителей трудятся в музеях Петербурга. За прошлый год среди экспонатов они нашли больше 300 потерявшихся детей. Пресекли 700 попыток правонарушений. А еще — спасли несколько жизней, вовремя вызвав врачей. А вот количество отвеченных вопросов никто не считал. Шутят — такой цифры еще не придумано.