Голоса Ольги Берггольц и Дмитрия Шостаковича, шум и звуки, наполнявшие город — от авианалетов до объявлений по громкоговорителю. В Архивном комитете Санкт-Петербурга представили часть оцифрованных артефактов блокадного Ленинграда из Дома Радио.

«И может быть даже мы увидим тогда в витрине какого-нибудь музея наш сегодняшний хлебный паек. Этот бедный черный кусочек хлеба», — этот фрагмент радиообращения Ольги Берггольц сегодня звучит, как пророчество. оцифровывает и сохраняет искусственный интеллект.

«Архив принял участие в программе «Эффективный регион», и все процессы были по-другому устроены для того, чтобы выполнить эту работу быстрее. Этот проект был утвержден губернатором Санкт-Петербурга», — сказала Оксана Морозан, директор Центрального Государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

На хранение передано около полумиллиона экспонатов. По оценкам экспертов, обработка документов могла занять более 600 лет. Совместно с «Росатомом» рабочие процессы оптимизировали с помощью нейросети. Теперь на оцифровку коллекции уйдет всего 20 лет.
«В феврале 2022 года президент России Владимир Владимирович Путин сделал поручение применять к оцифровке архивов технологии искусственного интеллекта. Мы применяем программу стенографирования, она обрабатывает аудиофайлы в тексты. 10-20 минут она делает готовую стенограмму, если человек будет делать стенограмму, это может занять и несколько дней», — сказал Михаил Коваленко, заведующий отделом описания фонодокументов.

Радиоспектакли для взрослых и детей, обращения Ольги Берггольц и сводки Юрия Левитана, репортажи с фронта, звук метронома, рёв фашистских авианалетов, плач матери, на глазах у которой убили её ребенка. А ещё выступление Дмитрия Шостаковича от 17 сентября 1941 года, в те самые дни, когда он работал над знаменитой Ленинградской симфонией.

Впрочем, роботизировать удалось пока не все процессы. Самое сложное — это работа с пленкой.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Пока перемотаешь, пока склеишь, на это время уходит, и плёнки разные бывают. Бывает проиграешь, а она без звука, приходится заново. Потому что в каких-то местах грязь бывает», — пояснил Сергей Кренник, инженер отдела оцифровки и технического контроля.

Голос осажденного города теперь могут услышать не только профессиональные историки и документалисты, но и обычные посетители архива.

«Зайти под своим логином и паролем и, соответственно, поработать не только с фотодокументами, но и с фонодокументами. Таким образом, они могут прослушать записи различной тематики», — рассказала Ксения Сироткина, заведующая отделом использования документов информационно-поисковых систем и автоматизированных архивных технологий.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В этом году 50 тысяч оцифрованных артефактов из Дома Радио уже будут доступны в читальном зале Государственного архива кинофотофонодокументов Петербурга.