Каким был ленинградский музыкальный андеграунд 80-х годов? Ответ на этот вопрос наверняка даст выставка, посвященная 40-летию Ленинградского рок-клуба. Фотографии легендарных музыкантов сделаны не только на концертах и фестивалях, но и за кулисами, и в домашних условиях показывают кумиров миллионов с другой стороны. С подробностями — корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов.

— Мне уже хотелось сделать что-то новое. И вдруг, я смотрю, по середине зала стоит телевизионный кран. Я встал на пяточек круглый. И армия Алисы стала качать этот кран.

Таких историй у фотографа Андрея Вилли Усова наберется немного. Ведь он не любил концертные съемки. С рок-легендами, а для него они почти все близкие друзья, фотограф предпочитал работать наедине. Поэтому чаще всего Науменко, Кинчев, Цой, Гребенщиков расслаблены и даже умиротворены в кадре.  

АНДРЕЙ ВИЛЛИ УСОВ,фотограф:
«Это никогда не знаменитости, это ближайшие друзья. Так получилось. Майк приходил Новый год вместе встречать. Мы были неразлучны».

В Русском музее представили почти двести снимков: история Ленинградского рок-клуба. Черно-белые или цветные — застывшие эпизоды жизни и главные герои здания на улице Рубинштейна. Тут воля неволей заиграет их музыка, стоит только погрузиться в момент, запечатленный на снимке.  

ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВА,заместитель генерального директора Русского музея по научной работе:
«Это не только документ, но и произведение искусства. Фотографы начинали тогда, когда еще не было каких-то фотоаппаратов, хороших камер. Часть культуры, когда зафиксировали время перемен, когда снимали маски официоза».

Энергия и свобода в рок-клубе и за его пределами. Посетители — важная часть. Они так стремились на концерты, что буквально осаждали здание. Среди фотолетописцев, увидеть Валентина Барановского, казалось бы совсем удивительно. Обычно в его обьективе — утонченные балерины Большого и Мариинского, а тут такой открытый Башлачев и брутальные артисты рок-клуба. К этой культуре Барановского приобщила жена. Она писала тексты в газеты, а он делал иллюстрации. Материала набралось на несколько альманахов, кстати, первый уже издан.  

ВАЛЕНТИН БАРАНОВСКИЙ,фотограф:
«Там несколько тысяч негативов, слайдов. Я экономил на пленке. На издательских делах и сразу же использовал во время съемки концертов. Другая атмосфера была, мы жили же в эпоху советского союза. Я не был диссидентом. Я был профессионал».

В экспозиции не только фото, но и, например, гитара БГ, или вот адресная табличка культового места. 81-й — год рождения рок-клуба, можно сказать, это  время легализации искусства, которое отрицать или подавлять уже было почти невозможно.

ГЕННАДИЙ ЗАЙЦЕВ,первый президент рок-клуба (1982-1988):
«Видимо, уже пошло движение, снятия барьеров, ну и потом еще раз повторю, им деваться было некуда, мы их прижали.В советское время все было под контролем, начиная с детского сада. Существовал контроль КГБ».

В Русском музее говорят, для них 80-е тоже время перемен. Тогда показали много нового из Шагала, Кандинского и Малевича. И история рок-клуба, пусть зачастую в черно-белых фото — яркая иллюстрация того времени. В деталях и редких снимках теперь доступна для посетителей в Строгановском дворце. 

Подписывайтесь на нас:

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»