Ситуация вокруг Запорожской  АЭС — новость №1 в европейских СМИ. И именно в эти дни 45 лет назад был запущен первый реактор Чернобыльской АЭС. Можно ли проводить параллели с сегодняшним днём? И какие уроки чернобыльской катастрофы мы не имеем права забыть сейчас? Репортаж Антона Цумана.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«И ещё немного истории. Дело в том, что в конце августа исполнилось ровно 45 лет с момента запуска первого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. А уже через месяц  первый энергоблок станции с реактором РБМК-1000 был подключен к энергосистеме Советского Союза. Позднее вступили в строй еще три энергоблока. Чем закончилась история этой атомной электростанции, знает прекрасно весь мир.

Но сейчас, когда  драматичные и очень тревожные события разворачиваются вокруг другой крупнейшей в Европе атомной станции, Запорожской АЭС, очень актуальным становится вопрос: а какой урок мы не имеем права забыть после Чернобыля? Ведь Чернобыль наглядно и ужасающе страшно показал, что может произойти, если потерять чувство ответственности при работе с объектами атомной энергетики. И вот теперь тревога за то, что происходит на Запорожской АЭС. Напомню, что это крупнейшая в Европе атомная станция.

Гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что цель его миссии на Запорожской АЭС — защита атомной станции от возможной ядерной аварии. И он оценил ситуацию так:  «Мы видим самоотверженную работу персонала и руководства. Несмотря на очень сложные обстоятельства, они профессионально выполняют свою работу. Мы продолжим наш анализ».

Антон Цуман напомнит, что такое  понятие, как «ответственность», в работе на атомных энергетических объектах — это в буквальном смысле означает безопасность миллионов и миллионов людей».

42 километра от Петербурга. Ленинградская атомная электростанция. Более половины всей электрической энергии, потребляемой Петербургом и ленинградской областью, вырабатываются именно здесь. Круглосуточно, без перерыва с соблюдением всех мер безопасности.

Представим себе схематично, как работает атомная электростанция. Внутри реактора происходит постоянная управляемая цепная реакция — ядра урана 235 делятся с образованием огромного количества тепла. Это тепло передаётся жидкому или газообразному теплоносителю, который направляется к турбогенератору, где уже превращается в электрическую. Ещё проще — представим поставленный на плиту чайник с водой. Огонь горелки — ядерная реакция, чайник — реактор, а водяной пар — теплоноситель. И если к носику чайника мы подставим небольшой ветрогенератор, пар будет вращать его лопасти и тем самым вырабатывать электроэнергию.

Да, это сегодня современные российские реакторы, как называют их специалисты, поколения «3+», обладают совершенными системами безопасности, которые могут функционировать вообще без человеческого вмешательства. Но это следствие катастрофических событий истории атомной энергетики.

1986 год. Авария на Чернобыльской АЭС стала первой катастрофой планетарного масштаба на атомной станции. Причина — ошибки в ходе эксперимента, который проводило руководство станции. С тех пор  Чернобыль стал синонимом страха перед атомной энергией, а несколько лет назад ещё и одним из самых популярных сериалов в истории. 

2011 год, Япония, АЭС Фукусима. Взрыв реактора из-за отключения генераторов, питавших систему охлаждения, которые не выдержали землетрясения и цунами.

И вот на этой неделе внимание всего мира было приковано к АЭС в Запорожье, где из-за постоянных обстрелов возникла ситуация, которую эксперты уже назвали прологом «второго Чернобыля».

Да, на Запорожской АЭС, в отличие от чернобыльской, установлены реакторы другого типа. В Чернобыле ставили реакторы РБМК — большие канальные. В Запорожье — ВВЭР, водо-водяные. На Ленинградской АЭС, кстати, есть оба типа. Если не сильно вдаваться в технические подробности, то первый тип — более экономически эффективный, второй — более безопасный за счёт наличия стального корпуса. И тот и другой могут выдержать падение самолёта. Но даже остановленный реактор любого типа продолжает нагреваться, пока не выработает топливо. А значит малейший сбой в системе охлаждения — уже шаг к катастрофе.

Участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Василий Найда три месяца проработал в закрытой зоне начальником медицинской службы. Сегодня руководит ветеранской организацией ликвидаторов-чернобыльцев, своими руками создал музей, где скрупулёзно собирает всё, что помогает не забыть главные уроки Чернобыля.

О том, насколько губительна радиационная авария, можно судить по сухим цифрам статистики. Из тех ликвидаторов, кто принимал участие в самые первые дни, меньше половины дожили до 41 года. Лучевая болезнь, онкология. Долговременные последствия выброса в течение многих лет изучались специалистами. В том числе и здесь, в Ленинградском НИИ радиационной гигиены.

Доктор биологических наук Виктор Репин поясняет: сегодняшняя российская система мониторинга радиации самая совершенная в мире. Усвоенный урок трагедии 86 года. Каждый год НИИ выпускает специальный журнал, где отражено, какую дозу радиации получает в год среднестатистический житель каждого региона.

Языком статистики, 1 миллизиверт — это 1 поход на рентген. То есть мы постоянно получаем дозы радиации. Причём природной. В которой жили задолго до того, как явление радиоактивности вообще было открыто. Но следить за радиацией научились ещё до получения первых радиоизотопов.

Радиевый институт имени академика Хлопина в этом году отмечает 100 летний юбилей. Этот музей его единственное «несекретное» помещение. Здесь разрабатывалось всё, что так или иначе имело отношение к атомной отрасли, в том числе и методики мониторинга, ставшие сегодня мировым стандартом.

Да, меры контроля за радиацией можно усилить и ужесточить, но от страха перед ней они не избавят. Действительно, данные по радиационной обстановке доступны в режиме онлайн на сайте Росгидромета. И на первый план в преодолении страха перед мирным атомом выходит информация.

Информационный центр при Технологической академии «Росатома». На простых и даже бытовых примерах здесь объясняют, что такое атомная энергия, радиоактивность и современные меры ядерной беpопастности. От энергетики и до радиоизотопной медицины. И по итогам форума можно сказать, что отношение к атомной энергии поменялось. Не в плане её будущего — у неё такие же перспективы, как у энергии солнца или ветра. Но в том, что на форуме ещё раз прозвучал её главный принцип: мирный атом безопасен, пока находится в ответственных руках.