День садовода — дата, которую мы отмечаем почти как народный праздник. Почему в жизни каждого садовода его садоводство занимает места гораздо больше, чем 6 соток? Репортаж Полины Ганичевой.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «27 августа мы отметили День садовода. Замечательный день, который для нас — лишний повод поговорить об этом уникальном явлении в нашей жизни. Садоводство. Ведь это не просто грядки или шашлыки на участке. И даже не только вид отдыха. Это ещё в некотором смысле и философия. И отношение к жизни. Быть садоводом — это как принадлежать к особому классу, у которого есть свои неписаные традиции, правила, обычаи. Где время разбивается на сезон и не сезон. Итак. «Во саду ли, в огороде» или День садовода. Почему этот день мы отмечаем почти как народный праздник? И почему в жизни каждого дачника его садоводство занимает места гораздо больше, чем 6 соток? Полина Ганичева собрала эти уникальные истории про наших садоводов».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА,корреспондент: «Если вам в этом сезоне никто так и не предложил кабачок, задумайтесь: может быть, вы живёте неправильно?! Ведь в Петербурге повсюду садоводы и огородники. И предложить вам могут и местный жёлтый арбуз, и «винный» виноград, и даже самый острый в мире перец».
42 сорта винограда на 12 сотках в Ленобласти. Дождь которые сутки прибивает гроздья к земле, а они растут. Не благодаря, а вопреки. Для Сергея Садова «виноградарь из Петербурга» не оксюморон. Он садовод в 5-м поколении. Прапредки тренировались на яблоках и клубнике, мать агронома заведует на участке лилиями, а Сергей как-то раз обменялся со знакомым саженцами: за свою акацию получил первый в жизни сорт винограда.
СЕРГЕЙ САДОВ,виноградарь: «Будучи ещё ребенком, я на юг не ездил. И это было для меня именно новое вкусовое открытие. Потому что точно так же, как купленные любые фрукты в магазине и сорванные с куста — это кардинальная разница».
Следующие саженцы Сергей выписывал через профильный институт, обменивал по почте – так на участке оказались винные сорта из Америки, Латвии. И почти все прижились на русском севере. Опасных для культуры болезней и вредителей в регионе просто нет, а к погоде виноград привык: только у ленинградской культуры гроздья растут не сверху, как, например, на русском юге, а снизу. «Скелет» растения у самой земли, чтобы зимовать под снегом, прямо на грядке.
Если успеть выжать сок до того, как ягоды «оттают», получится отличное креплёное вино. Но не на продажу. Ни напитков из винограда, ни самих плодов у Сергея не купишь. Садовод делится только саженцами. Его главная мечта, чтобы в Ленинградской области виноградники перестали быть экзотикой.
На другом участке нас встречают уже в образе. И не садовод-любитель, а путешественник во времени Андрей Карзубов. У него «антисад». Повсюду вагончики с металлоломом, сам дом стоит на колёсах, а в центре участка – пещера для хоббитов. Единой концепции в этой истории нет. Андрей просто берёт гаечный ключ и импровизирует. Когда спрашиваешь: «Зачем на участке появился Ан-2», он спрашивает в ответ: «А о чём вы мечтали в детстве?».
И только на минуту Андрей выходит из образа, когда мы уже собираемся уезжать. Оказывается, в миру путешественник во времени — военный в отставке. На пенсии началась новая жизнь: после 40 Андрей научился управлять самолётом, стал больше мастерить и купил этот участок.
Теперь в саду музей стимпанка. Главные посетители, конечно, дети. И любой экспонат по желанию ребёнка можно изменить или создать новый. В этом саду должны сбываться все мечты. И детские, и давно забытые взрослые.
Участок в посёлке Сиверский давно не менялся. Всё решили оставить так, как было десятки лет назад. Этот сад принимал Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Андрея Миронова, Иосифа Бродского. Возможно, в мире бы не узнали или не полюбили десятки культовых фильмов прошлого века, если бы этот участок выбрал другого хозяина. Домики цвета баклажана, пожалуй, самая яркая часть Сиверского. И это не случайность и не новодел, а любимый цвет композитора Исаака Шварца.
Впервые композитор оказался здесь, по сути, случайно. Как и многие студенты приехал в пионерлагерь на заработки.
СВЕТЛАНА ТАРАСЮК,методист культурного центра «Дом-музей Исаака Шварца»: «После первого курса ленинградской консерватории он собирается поехать, но, к сожалению, в то время роялей ни в пионерских лагерях, ни в санаториях не было. И тогда за 2 недели вместе с друзьями, которые умели играть на аккордеоне, он осваивает аккордеон и с ним приезжает сюда».
В 64 году он купит этот участок и 45 лет проживёт «сиверским отшельником». За это время выйдут фильмы «Белое солнце пустыни», «Станционный смотритель», «Соломенная шляпка» и другие. Музыка почти ко всем родится здесь же, с видом на этот сад. Исаак Иосифович не любил срезанные цветы – букетов в доме и сейчас почти не бывает – он выходил к ним сам. Гулял по собственному маршруту, по его любимым дорожкам.
Полина Ганичева,корреспондент: «Чтобы представить себе это СНТ 30 лет назад, когда всё начиналось, достаточно пройти подальше от домов сюда, к болоту. Вот на такой почве люди начинали строить свои дома и разбивать сады».
В конце 80-х эту землю в Выборгском районе раздают работникам нескольких союзов (писателей, художников, кинематографистов). Творческая интеллигенция получает, как положено, по 6 соток. Агрономы и экономисты всё подсчитали: этого хватит, чтобы прокормить среднестатистическую семью. По регламенту полученную землю нужно сразу освоить. Но под участками — несколько метров торфа. Почва болотистая, кислая.
У старожилов СНТ до сих пор нет сплошных заборов. Музыканты приносят саженцы актёрам. Писатели отлично разбираются в цветоводстве. Заслуженный артист России Виталий Гордиенко, наконец, приручил рододендрон – пришлось подсадить к сосне.
За время съемок этого сюжета мы объехали несколько самых разных садоводств Ленобласти. И каждое из них – свой отдельный мир. Там и время течёт иначе, и пространство то сужается до одного рододендрона, то расширяется до 6-ти соток. Несколько раз вся группа была уверена – съемка отменится из-за ливней. А у растений – а значит и у садоводов – не бывает непогоды. На земле нужно работать постоянно. Сколько отдашь, столько и получишь. Всё как в жизни.