Школа как зеркало нашей жизни. Чему мы должны сейчас учить наших детей? И почему от того, как и чему мы их научим, зависит, в какой стране мы будем жить в ближайшем будущем? Репортаж Натальи Медведевой.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь переходим к главной новости этой недели. Конечно же, это первое сентября. Славный, замечательный праздник, который каждый из нас помнит с детства. Немного статистики. 1 сентября в классы и аудитории школ, университетов и колледжей Петербурга пришли более 1 миллиона учащихся. 570 тысяч из них — школьники. Первоклассников в этом году 67 тысяч. Один миллион учащихся. Это целый, по сути, город в городе. За последние годы Петербург вышел на рекордные темпы строительства новых учебных заведений. В этом году вводится 13 новых школьных зданий, 26 детских садов. Это только за этот год. Все вновь открытые в городе школы оснащены спортивными площадками, бассейнами, мастерскими для практических уроков, современными лабораториями.

Это очень важно. Почему? Потому что школа — это зеркало жизни. Это модель жизни. Что происходит в жизни, то обязательно находит отражение и в школе. И вот почему один из главных вопросов, на которые мы обязаны знать ответ, твёрдый ответ, на пятёрку ответ — чему мы должны сейчас учить наших детей? И почему от того, как и чему мы их научим, и зависит, а в какой стране мы будем жить в ближайшем будущем. Ответы в своём репортаже пыталась найти Наталья Медведева».

НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА,корреспондент:
«1 сентября, вопреки всем штампам, праздник, который помнят с детства. А школа — это отражение модели жизни. Каким будет наше завтра, во многом зависит от сегодняшних школьников. Они сядут за столы переговоров, встанут за станки, выйдут на большую сцену. Каждый выберет свой путь, а начнётся он за партами. В школе. И чтобы хоть немного заглянуть в будущее, надо узнать, как это будущее создают. В частности, понять, каким будет учебный год 2022. Для этого  надо ответить на три вопроса? Кто учит? Кого учат? И как учат?»

КОГО УЧАТ?

1978 год. Ленинградское телевидение снимает репортаж о первоклассниках. В наши дни всё, как и почти полвека назад. Сентябрьский дождь, взволнованные родители, стихи первоклашек.

В Петербурге в этом году свой первый звонок услышали 67 тысяч детей. Им предстоит привыкнуть к ранним подъёмам, урокам, домашним заданиям. А вместе с детьми, и родителям. Чего только стоила подготовка к линейке. За сутки до 1 сентября генеральный прогон. За каждой оплошностью строгий взгляд папы: «Стой ровно, не балуйся».

От учителей во многом зависит интерес детей к школе. И, кажется, петербургским педагогам удается его поддерживать, из года в год, выпуская отличников и «стобалльников» ЕГЭ.

КТО УЧИТ?

Вот он — современный педагог, в кольчуге и с мечом. Это Егор Киреев, учитель истории и обществознания. Реконструкция — хобби. Школа — призвание. Свои уроки он сравнивает по-петербургски с театром. Говорит, каждое занятие — это не моноспектакль, а совместная постановка, где  ребенок — главный герой.

ЕГОР КИРЕЕВ,учитель истории и обществознания школы № 619 Калининского района:
«Нам важно помнить о том, что ребенок обладает своими вкусами, интересами. У него идет бурная жизнь, как и у всех взрослых. Учитель должен держать это в курсе, должен быть с ребенком. А моноспектакль — это что такое? Это когда учитель выходит, читает лекцию, на этом точка. Так не работает. Ребенок должен проявлять активность. Его надо постоянно мотивировать. Погружать в новые условия, чтобы он раскрывал собственный потенциал».

Егор уверен, учителю важно не только учить, но и учиться. И конечно, у лучших. Ленинградское образование для молодых педагогов — ориентир. Наш город — город повышенной интеллектуальности. В любую эпоху педагоги понимали свою миссию и продолжали сеять разумное, доброе, вечное, несмотря на вызовы времени. Это хорошо показано в фильме «Ключ без права передачи». Каким должен быть учитель, чтобы его ученики стали достойными людьми.

Идём в гости к блокадной учительнице Надежде Васильевне Строгоновой. Она стала преподавать в 1940-м. И через год, когда началась блокада, ей, двадцатилетней, пришлось остаться в школе за старшую — колоть дрова, чтобы натопить классы,  учить детей в бомбоубежищах. Сейчас ей сто один год. Те страшные дни по-прежнему перед глазами.

НАДЕЖДА СТРОГОНОВА,ветеран Великой Отечественной войны, блокадный учитель:
«Я даже перестала чувствовать боль. Надо. Там дети. Они умирают. Им надо разжать зубы. Им надо влить горячий чаек, чтобы они начали глотать. Чтобы они дали нам признаки жизни».

От учителей в блокаду зависела жизнь детей, чьи отцы ушли на фронт, а матери встали за станки. Надежда Васильевна подчеркивает, ее выдержку и волю воспитали учителя. Об их роли в жизни ребенка она говорила на большом педагогическом совете. Плакал весь зал. Педсовет — традиция петербургских учителей собираться вместе и определять, как учить детей. Главный тезис сегодня — образование — это вызов.

КАК УЧАТ?

За последние 10 лет образование заметно изменилось. В школы ворвались современные технологии и методы преподавания. Урок биологии в 11 классе уже не обходится без микроскопа. За партами будущие врачи, химики, провизоры владеют им получше многих взрослых.

Школьное образование — синтез знаний и практики. Кабинеты оснащены самым современным и высокотехнологичным оборудованием. Не выходя их класса, можно сделать узи в 3D пациенту,  посмотреть системы органов или части тела.

Мы живем в особых геополитических условиях. Актуален вопрос, можем ли мы создавать продукты и идеи, способные прийти на смену существующим. И как воспитывать поколение, за которыми наше будущее.

ИРИНА БАКУЛИНА,учитель биологии школы № 197 Центрального района:
«Мы занимаемся направлениями, которые являются стратегическими для государства. Это молекулярная биология, генетика, фармацевтика. Так как перед ребятами и государством ставятся новые вызовы, то современные школьники должны быть готовы к этому. И наша задача — с помощью кадрового ресурса, оборудования помочь им в этом».

Чтобы освоить предметы, дети учатся шесть дней в неделю. Вынужденная мера в лицеях и гимназиях. Однако такой же график и в школах с обычной, классической программой. Зачем? Ведь не все будут стоять у руля. Мамочки на форумах негодуют. В Госдуме прислушались. С начала этого учебного года 85% школьников перейдут на пятидневку.

СЕРГЕЙ БОЯРСКИЙ,депутат Государственной Думы РФ:
«Всех перевести на пятидневку невозможно. Мы исключили из своих попыток 10-е и 11-е классы. Там уже ребята постарше. Они меньше проводят времени с родителями. Им нужно готовиться к сдаче ЕГЭ, к поступлению в вуз».

Первое сентября запоминается на всю жизнь. Сегодня эти дети идут в школу, а завтра они будут управлять нашим миром. В освоении технологий мы пока только пробежали стометровку. Впереди — целый марафон, где подрастающему поколению придётся обогнать всех противников. И занять первое место на мировой арене. А начнётся всё с первого звонка, парты и учителя.