Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь ещё немного городской хроники. В Петербурге начались работы по созданию нового объекта транспортной инфраструктуры. Это будет трамвайная линия, которая свяжет станцию метро Купчино, посёлок Шушары и микрорайон Славянка. Губернатор Александр Беглов, который присутствовал во время запуска этого проекта, оставил свою подпись на символической первой шпале будущей линии. Длина трамвайной сети «Славянка» — 21 километр. В часы-пик составы будут ходить с интервалом в 5 минут. Здорово! Ура! Кстати, часть путей пройдёт не по земле, а по надземным инженерным сооружениям. Например, даже через кольцевую автодорогу. Таких технических решений ещё не знал Петербург. Новую трамвайную сеть полностью автоматизируют. «Умная» электроника будет управлять движением вагонов, определять безопасное расстояние между ними и интервал движения, исходя в том числе из пассажиропотока. Даже если на пути будет препятствие, умный трамвай это обнаружит и автоматически остановит вагоны.

Кстати. В этом году нашему петербургскому трамваю исполняется ровно 115 лет. Так что мы от всей души поздравляем всех нас с этим юбилеем. Почему всех нас? Потому что это самый петербургский вид транспорта. И каждый из нас обязательно хоть раз в жизни, но прокатился на трамвае. А кто-то и не раз. И каждый день по несколько раз. Поэтому трамвай — это один из примеров того, что мы называем феномен Ленинграда — Петербурга

Итак. Петербург как трамвайная столица. Ведь у нас самая большая протяжённость трамвайных путей  не только в России, но и в Европе. Петербург как родина трамвайного движения. И трамвай как самый петербургский вид транспорта. Почему для нашего города трамвай — это не только способ передвижения, это ещё и стихи, образ, настроение, а иногда даже судьба. Наталия Бандурина продолжит тему». 

Самый обычный день из жизни большого города. Пробки на дорогах, люди куда-то спешат. На остановке только мы с оператором и мужчина лет семидесяти. Ждем трамвая. А пока разговариваем о том, о сем… В общем, ни о чем. Я говорю: снимаем про трамвай. И тут мой случайный попутчик представляется: Дмитрий Достоевский, в прошлом — водитель трамвая. Вот так. А с другой стороны, чему удивляться? Петербург, трамвай, Достоевский.

Дмитрий Андреевич правнук великого писателя. Кем только не работал: и таксистом, и гидом —  водил экскурсии по местам произведений своего именитого предка. Но с особой ностальгией всегда вспоминает именно о том времени, когда водил трамвай по городу.

Первый трамвай на электрической тяге — именно на электрической, конки уже вовсю ходили по городу — появился на Неве, в 1894 году. Об этом мало кому известно. Хорошо, остались архивные фотографии. С января по март вагоны по так называемому рельсовому перекату ходили от одного берега до другого. Всего было 4 маршрута.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Трамвай шел по Неве со скоростью 20 км/ч. Так, от Сенатской площади до Академии художеств можно было добраться всего за одну минуту. Очень удобно. А главное, не дорого. Проезд стоил всего 3 копейки».

Горожане очень быстро оценили все преимущества такого транспорта и хотели пользоваться им не только зимой. Так, в 1907-м году пустили движение и по городу. Сегодня в Первом трамвайном парке города, на Васильевском острове, музей. Эти вагоны ходили по довоенному Ленинграду. Пассажирам было в них комфортно, чего нельзя сказать о вагоновожатом.

Исаю Моисеевичу было всего 2 года, когда началась война. Он пережил Блокаду Ленинграда. Помнит, как родители рассказывали про то, как всем городом выходили на расчистку города после первой, самой страшной зимы 41-го. Чтобы снова пошли трамваи. За все время Блокады трамвайное движение было приостановлено всего на несколько месяцев, в декабре вагоны встали, а уже в апреле 42-го первый трамвай  прошел по городу. Это были забытые звуки мирного города, у людей появилась надежда.

До 2002 года  Петербург — трамвайная столица мира. А маршрутная трамвайная сеть — настоящая кровеносная система города. На этом удобном, хоть и издающем громкие звуки транспорте, можно объехать — с пересадками, конечно, — весь город.

Площадь Восстания в 30-е — с трамвайным кольцом, трамваи ходили и по Невскому проспекту.  Составы проходили даже через здание гостиницы Октябрьской.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Ничто сейчас не указывает на то, что когда-то здесь был проезд. Хотя коренные жители города должны помнить эти арки, их заложили кирпичами только в 1950-м году. И, скорее всего, постояльцы гостиницы в тот момент вздохнули с облегчением».

Современные трамваи — тихие и комфортабельные. У вагоновожатого удобное мягкое кресло. Все на автоматике, девушкам-водителям работать одно удовольствие.

Екатерина работала на заводе Адмиралтейские верфи. Ездила на работу на трамвае. Однажды увидела объявление о наборе на обучение. И решила попробовать. Так и осталась, в профессии уже 6 лет. Она знает, как устроен вагон, может сама устранить поломку и с легкостью переводит стрелки на путях. Ее многие знают, и она своих пассажиров узнает в лицо. Общаться с ними нельзя — по технике безопасности, слушать музыку тоже. Но все это компенсируется теми городскими пейзажами, которые каждый день наблюдает девушка.

Для Петербурга — трамвай это не просто транспорт. Это еще один символ города, как Петропавловская крепость или пышечная на Большой Конюшенной. Утром под звуки проезжающего трамвая город просыпается, под них засыпает. Есть в нем что-то особенное, среди всего городского транспорта он выделяется. Что ли роднее, душевнее… Именно поэтому столько песен и стихов именно о нем, а представить Петербург без трамвая невозможно.