Как освещается город? Чем наше освещение отличается от света в других городах мира? И кто сейчас делает нашу жизнь чуть ярче? Репортаж Антона Цумана.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Ну, давайте не будем покидать этот садик на Лиговском проспекте. И добавим, что особняк этот принадлежал одному из крупнейших, как сейчас бы сказали, олигархов дореволюционной России Францу Карловичу Сан-Галли. Владельцу чугунных и сталелитейных заводов. Этот предприниматель ещё известен и тем, что именно благодаря отливке первых чугунных опор для освещения в российской столице, он смог значительно увеличить своё состояние. Как сейчас бы сказали, получил хороший госзаказ на производство такой нужной для города продукции. Фонарные столбы. Электричество в конце 19-го века — это один из главных трендов урбанистики тех лет. Тем более, в таком столичном городе как Санкт-Петербург. Сан-ГаллИ был одним их тех, кто стоял, или, точнее, именно его фонарные столбы стояли в основе первой системы электрического освещения нашего города. Того освещения, про которое потом было написано: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет». Но бессмысленный и тусклый свет — это уже не про современный Петербург. Как сейчас освещается наш город? Чем его свет отличается от других мегаполисов мира? И кто делает нашу жизнь чуть светлее? Актуальные вопросы, особенно сейчас. Когда до наступления осенних сумерек остаются считанные дни. Антон Цуман продолжит тему».
Антон Цуман,корреспондент: «20:30 вечера именно в это время в последнюю неделю лета солнце уже почти скрывается за кромкой финского залива. Ещё одно подтверждение того, что мы движемся ко мраку осени. Но солнце уходит, а свет в городе остаётся. И тем интереснее: кто и как освещает Петербург в тёмное время суток».
Набережная канала Грибоедова, 78. Именно здесь и располагается центральный пульт управления всем городским освещением. Здесь по команде диспетчера эстафету у солнца принимают две автоматические системы с поэтическими названиями «Аврора» и «Рассвет».
На экранах весь город как на ладони. И всё подчинено строжайшему графику. Если в самый разгар белых ночей уличные фонари горят всего 3 часа 15 минут, то зимой почти 18 часов. То есть с каждым днём работа тех, кто отвечает за свет в городе, становится более напряжённой.
Для справки — на городских улицах расположено 380 тысяч светильников. Это только те, что в ведении «Ленсвета». Да, по их количеству Петербург на втором месте в стране после Москвы. Но первые уличные фонари появились именно на берегах Невы. По личному распоряжению Петра Первого.
Это сегодня городское освещение кажется чем-то обыденным. Для 18 века, эпохи основания Петербурга, это было технически сложной и ресурсоёмкой задачей. Электричества не изобрели, поэтому вся ночная иллюминация того времени — мерцающий тусклый свет первых масляных фонарей.
Заправлялись такие светильники конопляным маслом. Стоили 26 рублей — годовой заработок землекопа на строительстве Санкт-Петербурга, целое состояние по тем временам. В 19 веке уже ставят фонари на газовом топливе. Одни из первых — в Александровском саду, где возле памятника Пржевальскому и сегодня можно увидеть этот подлинный, неровный газовый свет эпохи Гоголя и Достоевского.
И только с 1873 года в Петербурге начинается эра электрического освещения. Сначала электротехник Лодыгин экспериментирует с первыми лампами накаливания на Одесской улице. 30 лет спустя на заводе Айваз начинается массовый выпуск Световых Ламп Накаливания — Светлана. А в эпоху СССР с введением плана ГОЭЛРО электрическое освещение становится массовым для городского хозяйства. И в Ленинграде заботе об уличном освещении уделялось самое пристальное внимание.
Сегодняшний день. Проспект Народного ополчения. Работы по замене внутриквартального освещения. Бетонные опоры стояли здесь раньше. Стандарт советского времени. Теперь им на смену пришли более технологичные — металлические. Даже количество, высота и угол наклона — всё результат строгих расчётов. И в этом один из принципов освещения Петербурга — какой бы маленькой ни была улица или пешеходная дорожка — света на ней должно быть достаточно.
Ещё одно подтверждение тезиса — уличное освещение это вечерний наряд города, его облик. И даже световой оттенок может многое рассказать. На снимках из космоса: золотисто-жёлтые Петербург и Париж, оранжево-красный Краснодар, а Берлин как будто состоит из двух половин — жёлтой и оранжевой. Почему так? Вся разгадка — в лампах.
Ленинский проспект. Бригада мастеров «Ленсвета» производит замену светильника. Вот такой Массивный фонарь с отражателем и длинной лампочкой ещё недавно был самым распространённым типом освещения в Петербурге.
Такими лампами освещались с 70-х годов все города СССР и стран Варшавского договора. Натриевый свет даёт жёлто-оранжевый оттенок. В Западной Европе стандартом были ртутные лампы, ближе к белому. Отсюда и разница. Но последние 10 лет в Петербурге на смену газоразрядным лампам приходят светодиодные панели.
И оттенок ночного Петербурга теперь тёплый, жёлтый, почти солнечный. Это для улиц. Но есть и объекты, которые необходимо выделить среди ночной подсветки. Это, например, пешеходные переходы, которые высвечиваются ярче обычного. И петербургские памятники, для которых порой приходится искать особый подход. Даже к тем, кто как Памятник блокадным учителям появился совсем недавно.
А вот ещё одна история в подтверждение факта, что свет для Петербурга — не просто отрасль городского хозяйства. Микрорайон на проспекте Стачек. Дом 50-х годов: а в арках — исторический фонарь времён его постройки.
Это сейчас здесь и автоматическое включение на фотоэлементах, и энергосберегающие лампы. А три года назад за эти фонари местные жители вступились буквально всем миром. Фонари, не горевшие с начала 90-х буквально рассыпались от ржавчины. Представители управляющей компании признаются: утилизировать старый и поставить современный светильник вышло бы дешевле. Но мнение жильцов стало решающим. И целым событием для микрорайона.
Так и получается: свет для Петербурга это не просто фонари, это часть его образа, истории, повседневной жизни. Да, за время белых ночей мы успели немного от них отвыкнуть. Но то, что с каждым днём они зажигаются всё раньше и раньше, есть одна из главных городских примет — лето кончилось, зима близко.