андрей смирнов,ведущий:

305 лет назад, в 1717 году началось Второе великое посольство русского царя Петра Первого в Европу. Теперь местом назначения была Франция, её столица – Париж. Целей визита – две. Во-первых, попытаться заручиться поддержкой влиятельной европейской державы во всё ещё продолжавшейся войне со Швецией, Северной войн. Цель №2 – попробовать заключить династический брак между младшей дочерью Петра Первого принцессой Елизаветой и юным французским монархом – семилетним Людовиком XV – потомком  того самого «короля- солнца», Людовиком XIV.

Продолжительность этой поездки Петра была очень мощной. Много, чего было сделано, много, чего Пётр увидел, и много, чем поразился. Но история запомнила одну, теперь уже считающуюся легендарной, историю. Когда Пётр Первый встречался лично с семилетним Людовиком XV, то при встрече подал руку, помог мальчику спуститься из кареты и к удивлению окружавшей монарха французской свиты поднял мальчика высоко над собой в небо и произнёс знаменитую фразу: «Я держу всю Францию в своих руках».

Сегодня эта история считается вымышленной. Но это не помешало в начале 20 века скульптору Леопольду Бернштаму сотворить памятник на эту тему. Этот памятник, к сожалению, не сохранился. Зато сегодня в Нижнем парке Петергофа можно видеть копию монумента, которая появилась здесь в 2005 году, когда отмечалось 300 лет со дня основания Петергофа. А напротив этого памятника с французской судьбой можно увидеть знаменитый дворец «Марли», который был построен по приказу Петра Первого. Он был очень восхищён одной из резиденций Людовика XIV под Версалем – знаменитым дворцом Марли-ле-Руа.

Правда это или нет, что фактически этот дворец можно назвать типично французской постройкой Петергофа?

ИРИНА СТЁПИЧЕВА,хранитель музейных предметов Дворца «Марли» ГМЗ «Петергоф»:
Сказать такого я не могу. Потому что Пётр Первый брал идею во Франции, но принося в Россию, он переделывал под свои интересы и под климат, и под то, как жил русский народ. Именно со своими новшествами.
андрей смирнов,ведущий:
Архитектор, Иоганн Браунштейн, он фактически дорвался до этого проекта, так ведь?
ИРИНА СТЁПИЧЕВА,хранитель музейных предметов Дворца «Марли» ГМЗ «Петергоф»:
Да, сначала он был учеником, но постепенно, живя в России, он стал очень неплохим архитектором, и он принимал участие в постройке не только «Марли», но и других дворцов Нижнего парка.
андрей смирнов,ведущий:
Этот дворец изначально предполагался по идее Петра Первого, как гостевой дворец?
ИРИНА СТЁПИЧЕВА,хранитель музейных предметов Дворца «Марли» ГМЗ «Петергоф»:
Так и есть. Пётр и хотел его построить для гостей. А не для жилья. Конкретно для особ императорской фамилии и всевозможных высокопоставленных персон. В чём уникальность дворца «Марли»? Этот дворец никогда не перестраивался. Он в том виде, в каком был построен при Петре
андрей смирнов,ведущий:
Давайте тогда прогуляемся по дворцу и начнём с кухни.
ИРИНА СТЁПИЧЕВА,хранитель музейных предметов Дворца «Марли» ГМЗ «Петергоф»:
Кухня – это первое помещение, хозяйственное. Её стены и колпаки облицованы голландской плиткой, сюжеты на которых не повторяются ни на одной плитке. Благодаря плитке в кухне сохраняли чистоту и порядок. И тепло. Вы здесь видите дрова, которые находятся в сушилке. А вот с тыльной стороны вы увидите дверцы, куда дрова закладывались и плиту разогревали. На самом деле в этой кухне не готовили. А только разогревали.
андрей смирнов,ведущий:
Правильно ли я понимаю, что только при Петре Первом в России появились люстры?
ИРИНА СТЁПИЧЕВА,хранитель музейных предметов Дворца «Марли» ГМЗ «Петергоф»:
Совершенно верно. Один из новых осветительных приборов, наряду с шандалами, подсвечниками, появляются и люстры, который Пётр заимствовал в русских церквях – это паникадила. Всегда возникает вопрос: каким же образом эти люстры появлялись во дворцах. Очень просто! Существовали лебёдки, с помощью которой люстру поднимали вверх. А зажигали и тушили свечи с помощью специального предмета, который называется гасильник.
андрей смирнов,ведущий:
Я знаю, что эта люстра – гордость вашей экспозиции. Почему?
ИРИНА СТЁПИЧЕВА,хранитель музейных предметов Дворца «Марли» ГМЗ «Петергоф»:
Это единственная люстра во дворце немецкой работы. И она изготовлена немецким мастером в 1664 году.
андрей смирнов,ведущий:
Ещё до Петра Первого?
ИРИНА СТЁПИЧЕВА,хранитель музейных предметов Дворца «Марли» ГМЗ «Петергоф»:
Да, он родился в 1672. Все предметы, которые вы здесь видите так или иначе петровского времени – 272 предмета.