Искусство улиц — как оно стало такой же частью Петербурга, как Дворцовая площадь или разводные мосты? Кто его главные герои? И как изменится жизнь артистов, когда будет принят новый закон об уличных музыкантах? Репортаж Ивана Уварова.

ЮРИЙ ЗИНЧУК,ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь внимание все уличным музыкантам. Для вас разработан проект закона «Об организации и проведении уличных выступлений в Санкт-Петербурге». Этот законопроект упорядочивает исполнение музыкальных, литературных, танцевальных и иных номеров на территориях общего пользования. То есть теперь эти выступления должны будут регламентироваться. Ну, конечно же, сразу на память приходит фрагмент из знаменитого фильма «Асса». На самом деле, ничего общего сейчас с этими правилами советской эпохи  нет. И такой закон действительно необходим. И такие аналогичные правила, регулирующие уличное искусство, есть в любом мегаполисе Европы. В Париже, в Лондоне, в Риме. Эти правила просты и понятны. И должны создать ту атмосферу, когда, с одной стороны, и творчеству не надо мешать. Но и, в то же время,  не вторгаться в тишину и покой других граждан. Давайте попробуем в нём разобраться чуть более подробно, а заодно посмотрим, что это за явление такое — уличное искусство. Почему мы это искусство иногда даже не замечаем, проходя по улицам? Но эта культура стала  такой же частью образа Петербурга, как Дворцовая площадь, разводные мосты или белые ночи. Итак, репортаж «Искусство улиц» от Ивана Уварова».
ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Что такое уличное искусство? Это великолепные декорации, благодарная публика и свобода, та самая, когда под открытым небом кажется возможным всё, даже высокое искусство».

МУЗЫКА

Нет. Владимир Михайлович не пианист. Музыкотерапевт. Так он себя называет. Своих слушателей он лечит музыкой и цветом. Называешь любимый — получай терапию. Каждый день летом он выкатывает на Малую Садовую свое белое фортепиано и начинает лечить, то есть играть. Вообще, обычно музыканты начинают, а не заканчивают свою карьеру на улице. Но у Владимира Михайловича другая философия.

Ленинград, середина 70-х. На улицах начинают звучать доселе непривычные советскому слушателю ритмы. Пока еще известные в узких музыкальных кругах Гребенщиков, Курехин, Науменко выходят из подполья, играют рок. Вот так из никому неизвестных музыкантов они станут живыми легендами отечественного рока, начинавшими, в том числе, и на улицах Ленинграда.

Константин переехал в Петербург 18 лет назад, и все еще ждет своего звездного часа. И верит, что этот  концертный зал на Дворцовой приведет его, профессионального вокалиста, на большую сцену. И вот так, прогуливаясь по центру Петербурга, можно изучать антологию мировой музыки. Здесь все: от классики в исполнении того же Константина до современных хитов. И все это, прямо скажем, смешивается в одну какофонию, которую теперь хотят упорядочить. В рамках пока еще законопроекта об уличных музыкантах. И всё ради спокойствия жителей города.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Если законопроект все-таки примут, то любое уличное выступление артистам придётся согласовать. Более того, будет создан список мест, где можно играть. А где все-таки лучше соблюдать тишину. Получается, что творческая судьба уличных артистов теперь будет в руках Комитета по культуре».

Законопроект уже одобрили в Смольном. Впереди — обсуждение документа с петербургскими депутатами и детальная проработка. Да, свободы у уличных творцов будет меньше. Но не ради ли нее они выходят на пленер?

ТЕАТР

Главный принцип уличного театра — никаких принципов. И махровых театральных традиций. Их искусство рождается здесь и сейчас.

Елена — актриса с классическим театральным образованием. Когда-то мечтала об именитых подмостках и главных ролях. Но ее звездный час случился вот так, под открытым небом, среди реальных декораций. Таких — иначе и не скажешь — фанатов уличного искусства здесь, на Елагином, острове более ста человек. 28 коллективов со всей страны приехали в Петербург на фестиваль уличных театров.

Всего несколько секунд — и четырехметровая улитка театра «Комик-Трест» готова к выходу на сцену. Ну, где еще увидишь, как рождается искусство прямо у тебя на глазах? Магия театра. Уличного театра.

Они все —  готовы спрятать свое актерское эго за яркие маски и красочные костюмы. И все ради одного — ради улыбок случайного прохожего. Он же — в их случае — Его Величество Зритель.

ЖИВОПИСЬ

Татьяна Владимировна — физик по образованию, но лирик, то есть художник, по призванию. Екатерининский сквер. Культовое место петербургских художников. Вот ее творческая мастерская. Она, как и многие художники здесь, самоучка. Бросить все и заняться тем, чего душа требует — для нее было делом рискованным. Рискнула. И теперь каждый день получает удовольствие от своего дела.

Уличные музыканты, художники, артисты — порой мы, спеша по своим делам, пробегам мимо, не обращаем на них внимания. Да, их работу пытаются сейчас регламентировать, загнать в четкие рамки. Но, согласитесь, без них — Петербург будет чуть тише, однообразнее и скучнее. Потому что это искусство. Уличное искусство.