Западные компании продолжают покидать наш рынок. Сможем ли мы теперь сами производить технику для уборки улиц? Существует ли российская краска, подходящая для реставрации петербургских памятников архитектуры? Как обстоят дела с медицинским оборудованием? И как санкции заставляют нас не опускать руки, а искать новые возможности? Репортаж Антона Цумана.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«На днях последовали очередные заявления об уходе западных компаний с нашего рынка. Кто-то уходит, а кто-то продаёт себя. Вот, например, американская компания «Отис» договорилась о продаже российского бизнеса по производству и обслуживанию лифтов. Сумма сделки не раскрывается. Но заводы этой фирмы есть у нас, в Петербурге. И в ближайшее время новый собственник планирует возобновить там производство. Но уже под новым брендом. Для нашего города это очень важно. Ведь 20% лифтов, которые используются в городском хозяйстве, это продукция этой американской компании. А финская «Тиккурила» заявила, что закрывает свои офисы в Петербурге. У них тоже есть заводы в нашем городе. И именно эта компания производила покраску многих знаковых объектов в Петербурге. Например, интерьеры Эрмитажа. Фасад Александринского театра. Здания Московского и Витебского вокзалов. И даже красили Петропавловскую крепость. А кто теперь будет красить Эрмитаж? И как санкции заставляют нас не опускать руки, а искать новые выходы и новые возможности? Антон Цуман в своём репортаже постарается ответить на эти вопросы».

С начала марта мы постоянно слышим: очередной западный бренд покинул Россию, нашу страну отключили от западных технологий. Чем убирать улицы? Чем диагностировать заболевания? Чем красить фасады? И так далее. Постараемся найти ответы на эти вопросы на примере Петербурга.

КОММУНАЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Коммунальная техника на уборке городских улиц. Правильное название этой — многофункциональный погрузчик. Ещё несколько лет назад техника подобного класса была сплошь зарубежных брендов. Но на этой — гордая надпись «Сделано в Петербурге».

Вот так, в несколько смен, идёт сборка таких машин на одном из предприятий. Несколько сотен машин в год, заказы со всей России и СНГ. Главный технолог предприятия Денис Смыслов, рассказывая о достоинствах машины, подчёркивает: уникальность её не только в том, что это Петербургская разработка, но и то, что доля импортных деталей здесь составляет всего 5%.

Металл — российский, двигатель — белорусский, но локализованный в Подмосковье. Колёса нужного диаметра пока заказываются контейнерами из Китая. Но здесь уверены, что российские производители скоро заполнят и эту нишу. Так что проблем из-за ухода западных поставщиков здесь не видели изначально. Так что, заглядывая в будущее, можно смело утверждать: такой техники, сделанной в Петербурге и во многом для Петербурга, на наших улицах будет всё больше и больше.

ТРАКТОРЫ

Тоже техника, но уже гораздо крупнее. Кировский завод. Главный тракторный конвейер. В Великую Отечественную с него сходили танки КВ, в 70-е — легендарные «Кировец» К-700, теперь здесь собирают его современного «наследника». Со средней скоростью два трактора в час.

Именно о Петербургском тракторном заводе говорил на прошедшем форуме Президент России. О том, что западные компании в одночасье отрезали завод от своих двигателей. И что на помощь пришли Ярославские и Тутаевские производители. И, действительно, вот он — тутаевский двигатель монтируется на петербургский трактор.

Замдиректора по закупкам Дмитрий Коротченко рассказывает: то, что полагаться на западных поставщиков нельзя, на заводе поняли ещё в 2014 году. Поэтому создали многоступенчатую схему поставок. Приоритет российским производителям. Нет у нас — везём из СНГ и Азии. И только в крайнем случае берём западное. Так и получилось, что доля западных двигателей к началу 22 года составила всего 10%, их потеря ударом не стала. Но расслабляться здесь всё равно себе не позволяют.

И к этим условиям придётся приспособиться всем — факт. Свой способ приспособиться к новой реальности на этом предприятии Петербурга уже предложили.

МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА

Казалось бы, обычный прибор для измерения давления. Знакомая манжета тонометра — метод, придуманный русским хирургом Коротковым. Оптические датчики — метод, разработанный в 70-х. Но не всё так просто. Доктор технических наук Владимир Пивоваров работал над ним 25 лет.

Обычный тонометр может замеряет давление раз в 40 секунд. Достаточно, чтобы измерить его у здорового человека. А у страдающего сердечной аритмией — нарушением сердечного ритма —  давление будет постоянно разным. Для таких больных новый прибор и предназначен. Он измеряет давление с каждым ударом сердца. Раз в секунду.

 Еще недавно такие приборы производили только Голландия и Австрия. Поставляли и нам по десятку миллионов рублей за прибор. Теперь на этом петербургском предприятии показали: появился достойный конкурент, причём в разы дешевле. И на вопрос, могут ли западные ограничения осложнить работу, здесь отвечают с оптимизмом.

Для справки: нарушения ритма работы сердца диагностируются у 80% людей старше 60 лет. Так что можно с уверенностью сказать: серийное производство этого прибора — а оно уже началось — потенциальное спасение жизни миллионов больных.

КРАСКА

Известные на весь мир петербургские достопримечательности: Зимний дворец, Ростральные колонны. Мы проходим мимо них каждый день, но вряд ли помним о том, что основа их красоты — своевременная реставрация. В том числе и краска, крупный производитель которой — известный финский бренд — недавно покинул Россию.

Реставратор Дмитрий Редькин демонстрирует краску, которая не так давно использовалась при реставрации Ростральных колонн. Цвет охра, тип — силикатная, консистенция плотная. Производство — Петербург, Россия.

И это та самая краска, которой красились фасады Петербургских дворцов со времён постройки. Наше ноу-хау ещё с дореволюционных времён. И вещества, и красящие пигменты — всё можно найти, не уезжая далеко от Петербурга.

Так что вывод здесь простой: остаться без реставрации историческим фасадам Петербурга точно не грозит.

БЕСПИЛОТНИКИ

А это уже, что называется, самый передний край технологий. Дроны и беспилотники. Это предприятие начиналось с небольшой лаборатории 10 лет назад. Сегодня — одно из ведущих в отрасли по России. Сфера обширная: геодезия, картография и, иногда, эффектные «шоу дронов».

Поэтому самое первое ощущение, когда западные компоненты стали недоступны здесь описывают, как шоковую. Но справились с ней быстро, нашли замену на востоке.

Электронные компоненты — ахиллесова пята нашей наукоёмкой отрасли. Но, по словам генерального директора предприятия Алексея Юрецкого, наладить в России производство, к примеру, двигателей для коптеров — полдела. Самое сложное — сделать его рентабельным.

Действительно, пока не все проблемы удастся решить сразу. Но все эти истории лишний раз показывают: да, нам можно, что называется, «перекрыть кислород», душить санкциями, накладывать ограничения. Но выход из ситуации можно и нужно искать всегда. И пример петербургских предприятий — ещё одно тому доказательство.