О том, что значит для Санкт-Петербурга День Военно-Морского флота, что такое потешный флот Петра Великого, и почему бывших моряков не бывает, рассказывает Наталия Бандурина.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь переходим к главной теме этой недели. День Военно-Морского флота. Это день, который можно назвать одним из главных народных праздников. А для нашего города это особенный праздник. Потому что история флота и история Петербурга — это одна большая и великая летопись. Ведь именно Петербург стал первым причалом для нашего военного флота.

Сейчас корабли замерли на рейде. И в воскресенье начнётся торжественный парад. В 11 утра вы сможете включить телеканал «Санкт-Петербург» и увидеть это невероятное зрелище. А чтобы ещё больше вас заинтересовать этим событием, мы, образно говоря, приоткроем чуть-чуть кулису и посмотрим, что уже сейчас можно наблюдать на этой сцене. Сцене под названием «Акватория Невы». Мне кажется, лучшее и самое подходящее место на земле для демонстрации силы и гордости нашего российского военного флота. Посмотрите сами.

Для справки, в параде будут задействованы более 40 самолётов, 40 кораблей, три с половиной тысячи военнослужащих. Но парад — это, конечно, очень важно и очень красиво. Но самое главное — это люди, которые и формируют такое понятие, как Военно-морской флот России. Их традиции и правила. Кто идёт служить на флот? Зачем? Каждый из военных моряков ответит на этот вопрос по-своему. Но абсолютно очевидно одно. Есть непреложная истина — море не любит слабых. Вот давайте узнаем про них чуть больше, чем мы можем узнать, посмотрев очередной парад. Парад в День ВМФ бывает только один раз в году. А ремесло быть военным моряком — это навсегда, на всю жизнь. Наталья Бандурина расскажет об этом более подробно».

Раз в год, в последнее воскресенье июля, прогулочные катера и лодки уступают место на Неве настоящим гигантам. Корветы, крейсеры и подводные лодки притягивают к себе внимание — это их праздник, но не только. Это еще и настоящий триумф главной реки Петербурга, которая может принять в своих водах и подводные лодки, и атомные ракетные крейсеры. Мы все привыкли к Неве, а она очень серьезная дама.

Глубина Невы доходит в некоторых местах до отметки 24 метра. Иными словами, река, в которой есть место для маневра. И с этим связана одна история.

1960 год, в Ленинграде Морской парад. Подводная лодка «М-301» — их еще называли «Малютками» — встала на своем месте. Или, как говорят моряки, у своей бочки. Напротив Медного всадника. Задача, как и у всех участников парада, красиво пройти в колонне по Неве. Так бы и было, если бы не один контр-адмирал.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«А придумал он следующее. Подводная лодка должна была пройти под Дворцовым мостом и всплыть на глазах у изумленной публики, прямо перед флагманским крейсером, и команда это сделала, трюк этот можно сравнить с перелетом Чкалова под Троицким мостом».

Эту историю рассказывают моряки со слов участников того трюка. И ее можно отнести к разряду баек, если бы не одно «но»: подводники — народ особый.

Писатель Александр Покровский служил на атомных подводных лодках и не понаслышке знает о том, какие могут быть приказы. Но вместе с этим любая импровизация может закончиться плохо. Большая вода шуток не любит. И скорее всего, история с трюком на Неве — не более чем красивая история.

Сегодня в параде участвуют самые современные корабли — гордость российского флота, но каждый раз возглавляет колонну деревянный ботик, тот самый ботик Петра, с которого все и началось.

В Кронштадте решили, что такие военно-морские парады в миниатюре можно проводить чаще, в отдельно взятом водоеме, детям рассказывать и показывать, как зарождался, развивался и становился русский флот.

Потешная флотилия и правда оказалась потешной. Мы утопили «ботик Петра», провели спасательную операцию по его спасению. Конечно, это все игра, но именно так можно раз и навсегда заболеть морем.

Сергей Лактионов вырос в семье военных моряков. Все детство провел в Сочи, без моря своей жизни не представлял, да и с выбором профессии проблем не было. Поступил в Университет имени Адмирала Макарова, так теплое Черное море променял на Балтийское. Будущий радист связывает будущее только с Петербургом.

Петербург — морская столица, и, действительно, город изначально  строился с оглядкой на корабельные нужды. Они сформировали уникальную архитектуру Новой Голландии и Адмиралтейства. Якорей здесь больше, чем львов. Улицы, площади и набережные носят имена великих адмиралов.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Как могли еще называться первые две улицы Петербурга образца 1703 года? Ну, конечно, «Морские». Здесь селились моряки, работники Адмиралтейства. Со временем этот район стал престижным, здесь открывались магазины и банки, и Морскую стали называть «Бриллиантовой». После революции она стала улицей Герцена, и только в 93-м году Большой Морской. Вернули имя, данное ей при рождении».

Петербург дышит морским воздухом, он, как настоящий моряк, суров, но справедлив. Немногословен и честен со всеми. Валентину Ивановичу 85 лет, из которых 45 лет своей жизни он отдал морю. Сегодня он живет в доме престарелых. У него отдельная комната, хорошие соседи. Он ни в чем не нуждается. Беспокоит только одно: он уже никогда не поднимется на свой капитанский мостик.

Он свой день рождения не отмечает, а День ВМФ — всегда. В шкафу припасена фляжка, супруга ругаться не будет. Понимает: это святое.

Как обычно, в последнее воскресенье июля, он устроится в кресле и будет смотреть парад по телевизору. Мысленно пройдет весь путь по Неве на своем корабле. И не придумать лучших декораций для этого грандиозного шествия. Разводные мосты отдают честь проходящим кораблям. Есть ощущение истинной справедливости в этом во всем: ведь именно «на брегах Невы» и родился отечественный флот. И с Петербургом у них одна история на двоих.