Очередные потери для российской культуры. В Московской области сгорела дача Мейерхольда. А под Псковом огонь охватил усадьбу Римского-Корсакова. Как остановить эти пожары, уничтожающие наше уникальное наследие? Репортаж Полины Ганичевой.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Эта неделя была насыщена событиями. И одно из главных, это, безусловно, День ВМФ, который традиционно отмечаем в последнее воскресенье июля. Очень масштабное будет и зрелищное событие, но о нём мы расскажем чуть позже. А начнём мы с той новости, которая, как мне кажется, прошла практически незамеченной. Отчасти это вполне объяснимо. Потому что таких новостей в России, к глубочайшему сожалению, появляется всё больше и больше. Вот ещё совсем недавно нас шокировало происшествие в Псковской области, где сгорела усадьба Римского-Корсакова. В Любенске. Сам дом, быть может, не так ценен. Это уже восстановленная после войны усадьба. Но дело в том, что именно в этом доме хранилась огромная коллекция вещей и рукописей великого русского композитора. Было это в середине июля. И вот опять. Это уже Московская область. В Балашихе на этой неделе сгорела дача режиссёра Всеволода Мейрхольда. Именно здесь он жил до своего ареста в 1939-м году. И вот теперь она сгорела. Ещё одним памятником на карте истории культуры России стало меньше.
Одна из возможных причин пожара — отсутствие громоотвода. В Подмосковье шли сильные ливни с грозами. И не исключено, что молния попала в дом, и начался пожар. Но возникает вопрос, а почему не было громоотвода. Вроде бы мелочь, ерудна. Ну, забыли громоотвод поставить. А на один памятник в истории нашей культуры стало меньше.
Возвращаемся в наши края. Псковская область. Чуть более 200 километров от Петербурга. Горела усадьба Римского-Корсакова в Любенске. Причины пожара устанавливаются. Но одна из версий следствия — неосторожные работы с кровлей дома, которые привели к возгоранию. Римский-Корсаков, как говорил маэстро Гергиев, для русской оперы, это как Пушкин для русской литературы. И именно в этих местах композитор создавал свои самые великие музыкальные произведения. Его «Полёт шмеля», который знает и исполняет весь мир Римский-Корсаков, по его же признанию, подслушал именно там, в этих местах, когда наблюдал за этими летающими насекомыми. Давайте поедем туда. Посмотрим, что осталось после пожара. И по дороге заедем ещё в несколько уникальных исторических мест, которые теперь объединяет общая трагическая судьба. Они тоже погибли в пожаре. Полина Ганичева продолжит тему».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА,корреспондент: «Римский-Корсаков писал, что в Петербурге в теплое время года бывать только вынужден. Его тянет в место в 200 км от города. Там он напишет свои легендарные оперы, туда же будут возвращаться его потомки и туристы. А в 2022 году встанет вопрос: а будет ли куда возвращаться?»
«ЛЮБЕНСК. МУЗЕЙ-УСАДЬБА РИМСКОГО-КОРСАКОВА»
3 часа по трассе в сторону Пскова. В месте, где на опорах линий электропередач вьют гнезда аисты, останавливаемся. Здесь, в Вечаше и Любенске, композитор искал вдохновения. Оперы «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Золотой петушок», даже знаменитый «Полёт шмеля» — всё это родилось в этом местечке в Псковской области.
Музей закрыт. Вместо экскурсий — проверки ведомств. У жителей деревни негласный траур.
Экспонаты из горящего деревянного здания выносили всей деревней. Огонь уничтожил 1802 предмета. Восстановлению подлежит только пятая часть. Вот как его последствия оценивает директор музея Светлана Мельникова на встрече с губернатором Псковской области.
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА,генеральный директор Псково-Изборского музея-заповедника: «Малая часть того, что удалось спасти — экспонаты, обивка материалом, мемориальные родные вещи. С этим уровнем реставрации наши собственные специалисты легко справятся».
Музей состоит из двух усадеб. Одна — в Вечаше. По сути, дача, куда Римский-Корсаков с семьей возвращался несколько летних сезонов. Это место он полюбил настолько, что решил купить дом поблизости, уже в Любенске. Оба здания пострадали от совхозов, горели и были восстановлены. Принимали туристов. В 2022 не стало усадьбы в Любенске. Вот как эту потерю оценили эксперты музея Римского-Корсакова в Петербурге.
НИНА КОСТЕНКО,заведующая мемориальным музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова: «Николай Андреевич провёл там свои последние часы, последние минуты. И, конечно, это место почитания, место поклонения композитору. Это знаковое место последнего периода творчества».
Как за один день этой — пусть и восстановленной строителями — истории, подлинников и просто предметов времени не стало, у следствия уже есть предварительные данные.
АНТОН ДОБРОХОТОВ,старший помощник руководителя следственного управления СК России по Псковской области: «Пожар произошёл по причине нарушения при производстве работ по ремонту кровли здания, когда рабочие спаивали рубероид газовой горелкой».
На главный вопрос, были ли согласованы строительные работы, которые привели к такой трагедии, ещё предстоит ответить. Заведено уголовное дело по статье о нарушении требований сохранения объектов культурного наследия. Но ясно одно: прежнего Любенска мы больше не увидим.
«КОБРИНО. УСАДЬБА ГАННИБАЛОВ»
Это место в деревне Кобрино не найти на карте. На первый взгляд, за калиткой только дикий лес. Если знать тропинку, можно дойти до обугленных брёвен и кусков стен. Это уже не усадьба прадеда Пушкина Абрама Ганнибала – только её скелет. Здесь тоже случился пожар. 4 года назад.
Причиной мог стать поджог. Но виновных так и не нашли, а усадьбу не восстановили.
«РОЖДЕСТВЕНО. УСАДЬБА НАБОКОВА»
Эта усадьба на вид — буквально оживший текст самого Набокова. Для преданных читателей комментарии не нужны — только изображение. Озеро, в нём отражается белое облако, а посередине образует вертикальную ось башня. «Таких, разумеется, видов в средней Европе сколько угодно, но именно, именно этот, по невыразимой и неповторимой согласованности его трех главных частей, <…> был чем-то таким единственным, и родным».
Этой усадьбе повезло — её сохранили. Здесь, как и во множестве других усадеб Ленобласти, был свой пожар. О таком совершенно разные жители говорят одинаково, как о тяжелом диагнозе, дата, причина, исход.
ДМИТРИЙ ШУМИЛОВ,заведующий сектором музея-усадьбы «Рождествено»: «Замыкание проводки. Пожар начался с самого верха, с бельведера. 10 апреля 1995 года. И после этого последовал довольно долгий, в течение двух лет, процесс понимания, что делать дальше. Разбор этих завалов, составление нового проекта. После этого приступили к работам по восстановлению».
И ни в первую, ни во вторую «пятилетку» восстановить здание не удалось. Территория музея до сих пор закрыта. Для туристов работает только парк. Сколько ещё лет потребуется реставраторам — точно сказать никто не может. За последние годы пожары охватили десятки усадеб.
ТАМАРА ТУРАПИНА,председатель гатчинского отделения ВООПиК: «История усадеб Ленинградской области у всех примерно одинаковая. Первые дома, которые зачастую не сохранились, строились в начале 19 века. Потом они в середине 19-го перестраивались. Во время революции какие-то сразу были разрушены, сожжены особенно активными людьми, радующимися, что всё старое ушло. А потом ещё страшное время — 90-е, когда они становятся «заброшками»».
Трагедия в Любенске ещё раз напоминает о той боли, о которой не устают повторять специалисты. И сейчас нужно изменить свое отношение к этим памятникам, иначе мы потеряем их. Один за другим. Навсегда.