На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Любовь Козмина, хранитель музея-усадьбы «Петровское», кандидат филологических наук, автор концепции выставки «Пётр и Пушкин».

Тимофей Зудин,ведущий:
В понедельник 6 июня мы будем отмечать день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, а буквально через три дня 9 июня отметим юбилей великого реформатора Российской империи императора Петра I.
Ксения Бобрикова,ведущая:
И вот встречу существенных точек русской культуры решили организовать в музее-усадьбе Петровское, где открылась выставка «Пётр и Пушкин». Известно, что Петровской эпохе Пушкин посвятил полтора десятка лет. На вашей выставке это время, потраченное писателем, представили в шести разделах. По какому принципу они были сформированы?
Любовь Козмина,хранитель музея-усадьбы «Петровское», кандидат филологических наук, автор концепции выставки «Пётр и Пушкин»:
Разделы освещают изобразительными средствами трактовку образа Петра и его эпохи в контексте пушкинских произведений, начиная с первых подступов Пушкина к теме Петра, получивших отражение в статье «По смерти Петра», а затем уже в стихотворении «Стансы». А затем в романе «Арап Петра Великого», в поэмах «Полтава», «Медный всадник» и в последнем труде Пушкина «История Петра».
Тимофей Зудин,ведущий:
Что составляет основу выставки, какие экспонаты?
Любовь Козмина,хранитель музея-усадьбы «Петровское», кандидат филологических наук, автор концепции выставки «Пётр и Пушкин»:
Конечно же, предметы музейного фонда Пушкинского заповедника, наряду с которыми представлены работы из собраний художников и предметы частных коллекций. В экспозиции представлены и прижизненные издания Пушкина, исторические книги как «История Голикова» или же «Анекдоты Шейна», альбомы, репринтные издания, гравюры Алексея Зубова, литографии Мартынова, запечатлевшие Пушкинский Петербург 1820 года. Вы знаете, образ Петра предстаёт в разных формах от традиционного в XVIII веке портрета до сочинённого рубежа ХХ-ХХI веков. Ну, и конечно же, произведения художников,  создавших свою индивидуальную манеру изображения. Это прежде всего графика. Замечательные иллюстраторы здесь представлены. Такие как Валентин Серов, Дмитрий Шмаринов, Константинов, Ершов, Рудольф Яхнин — наш Петербургский художник, Владимир Алексеев. Колорит уже сюжетной композиции выставки передают работы художника Петербургской школы Натальи Аксёновой. По инициативе Георгия Николаевича Васильевича — директора Пушкинского заповедника эта экспозиция выставки расширила свои границы. Благодаря баннерному воплощению. И вот уже завтра 4 июня она предстанет в подмосковной усадьбе Лопасня-Зачатьевское, где в 1917 году внуком Пушкина Григорием Александровичем была обнаружена рукопись «Истории Петра».
Ксения Бобрикова,ведущая:
В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин, как мы уже сказали, часто обращается к личности Петра: «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник» и многие другие. На ваш взгляд, какое всё-таки истинное отношение у поэта было к Петру?
Любовь Козмина,хранитель музея-усадьбы «Петровское», кандидат филологических наук, автор концепции выставки «Пётр и Пушкин»:
Это очень такой сложный объёмный вопрос. Но хочу сказать, что всё-таки объективное, критическое. Ведь Пушкин был удивительно вдумчивым историком. Это отмечали его современники, в частности Пётр Вяземский, говоря о Пушкине-историке, что принадлежностью или принадлежностями его ума были ясность, проницательность и трезвость. Судя по произведениям, отношение у Пушкина к Петру менялось в течении жизни. К примеру, в Полтаве мы видим в некотором смысле идеального царя, великого полководца и великодушного победителя. А уже в «Медном всаднике» предстаёт противоречивый образ Петра. Атрибутом которого кроме творческого, разумного, организующего мир духа оказывается грозная, как мы видим, безжалостность. Зрелый Пушкин, писавший «Историю Петра I», как никто понимал принципиальную противоречивость действий Петра. А говоря о разности между, например, государственными учреждениями Петра Великого и его указами, первое, подчёркивает Пушкин, суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости. А вторые нередко жестокие, своенравные и, кажется, писаны кнутом. Вы знаете, трудно предугадать, во что бы в окончательном виде выделилась фигура Петра под пером Пушкина.