Культура отменяется. С какими санкциями сейчас столкнулся Петербург как культурная столица России? Репортаж Ивана Уварова.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Полетели дальше. Интересная информация для нас как города, где творил Достоевский, и для нас как Культурной столицы России. Итак. Миланский государственный университет в Италии вычеркнул книги русского писателя Фёдора Достоевского из программы обучения. Об этом сообщил известный писатель Паоло Нори. Он пояснил, что должен был провести цикл из четырёх лекций о русском классике по своей последней книге «Невероятная жизнь Федора Достоевского». Но университет прислал по электронной почте сообщение об отмене курса его лекций, не объясняя толком причин. «Мне хочется плакать, думая о запрете курса. Подобного рода цензура нелепа!» — заявил Нори. И обратился к своим подписчикам в Инстаграме: «Быть русским не порок ни для живых, ни для мертвых. Сегодня, как никогда, мы должны читать Достоевского». Орфография и смысл авторского текста сохранены. Что называется. Мёртвый русский — это, наверное, Достоевский. Вот такие события сейчас происходят в Европе с русской культурой. Культурные учреждения Польши решили запретить российских композиторов и писателей, сообщает местная радиостанция TokFM. Филармонии Польши больше не будут исполнять музыкальные произведения Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича. Театры больше не будут ставить спектакли по сочинениям Антона Чехова. «Список будет дополнен и расширен», — говорится в сообщении радиостанции. И это только начало. Сейчас появился даже такой термин. Cancel Culture. Культура отмены. Культура отменяется. Но ведь всегда была истина, что культура должна объединять. И культура — это последняя наша надежда, которая позволила бы говорить о каком-то возможном, пусть не скором, но примирении между нами и условным коллективным западом. Но какова угроза того, что и эту последнюю надежду у нас отберут. Точнее, отменят. Введут против наших Достоевских, Чайковских и Чеховых санкции. Об этом — в репортаже Ивана Уварова.
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «В Большой зал филармонии не приедет играть американский пианист Бронфман. В апреле на сцену Мариинского театра не приедет с гастролями парижская филармония. И неужели даже в кинотеатрах теперь будет исключительно отечественный контент?»
Крупные кинотеатры Петербурга. Сейчас — нет, не опустели. Зритель приходит. Но чтобы его удержать — нужно перевёрстывать репертуарный план. И вот что в ближайшее время мы можем увидеть на киноафишах.
Всем теперь нужно перестраиваться. И кинематографистам, и самим зрителям. Но такой «железный кинозанавес» может, наоборот, дать толчок для развития отечественного кино. И мы вспомним, что когда-то из всех искусств для нас было важнейшим.
А из зарубежного — к нам может прийти корейский кинематограф. Как когда-то в СССР массового из заграничных показывали индийские фильмы.
И, наверное, за последние десятилетия мы забыли о том, что у нас в любые, даже самые тяжелые времена, всегда был великий кинематограф. Кинематограф Эйзенштейна, Бондарчука, Тарковского, Гайдая.
На первом этаже — динамические скульптуры голландца Виллема Ван Вигеля. Этажом выше — постапокалиптический вымышленный мир американского художника porkchoppa. Крупнейший музей современного искусства «Эрарта» даже сейчас будет стараться продолжать открывать новые международные выставки. Ключевое слово — стараться. Потому что искусство — это то, что нас связывает. Вне зависимости от того, в каком городе, стране или на каком континенте мы живем.
Но от сотрудничества с Эрмитажем уже отказались в Амстердаме. Там досрочно закрывают выставку из собраний музея. Получается, что мы можем прийти к тому, что знакомства с великими мировыми шедеврами — и не важно, что это кино, музыка или живопись: будет выглядеть вот так. Виртуально.
Выставка виртуальной реальности. Реальности, в которой можно в пустой комнате не просто увидеть картину, но и оказаться внутри ее. Но даже это вряд ли может заменить нам привычный поход в выставочный, концертный или театральный зал. Когда та самая волшебная сила искусства рождается вот так, глаза в глаза, на расстоянии вытянутой руки.
Черногория. Начало марта. Труппа Петербургского ТЮЗа выходит на поклон. Овации. Браво и спасибо. На русском языке. Зарубежные гастроли петербургского театра. В новой реальности — пока единственные и возможно последние в ближайшее время. Но, как мы помним, культурные мосты нельзя разрушать, сжигать. Поэтому, даже в условиях опускающегося занавеса — театры города продолжают вести переговоры о международном сотрудничестве.
Петербург в новой реальности. Что это будет? И как мы будем сохранять наше гордое звание — культурной столицы?
Ближайшим из международных — в афише Петербурга фестиваль «Триумф Джаза» под руководством Игоря Бутмана. От участия отказались Джон Скофилд, Самара Джой. И вообще все зарубежные джазмены. Но какими бы достойными ни были замены, культура и искусство, в принципе, не могут существовать в условиях изоляции. Не дать опуститься железному занавесу, по мнению экспертов, могут только сами артисты, музыканты, художники.
Cancel culture — это означает культуры отмены. Новый термин, который мы так часто слышим сегодня. Но важно не просто помнить, а понимать: в этих — новых — условиях культура — это, пожалуй, единственная точка силы, которая нас связывает. Её нельзя отменять. Это просто преступление. Культуру сейчас нужно, наоборот, расширять. Масштабировать. И тогда культура будет той самой надеждой. На то, что мы найдем пути примирения. Последней. Но все-таки надеждой.