Петербургские метростроители продолжают строить новые станции метро. Когда они откроются? И почему это так важно не только для нас, пассажиров, но и для всей петербургской экономики? Репортаж Александра Лисицына.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Теперь давайте немного отойдём от главной повестки, которой сейчас живёт весь мир. И сосредоточимся на Петербурге. Интересная новость по этому поводу пришла, как ни удивительно, из Ленинградской области. Итак. 10 марта губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подписал распоряжение об утверждении планировки депо «Правобережное». Общая площадь территории для строительства составит 608 тысяч квадратных метров, оно сможет обслуживать 48 пар поездов в час. И уже определено место для будущей станции метро «Кудрово». В проекте планировки территории предусмотрены два вестибюля, к которым будут подведены проезды. Станция будет расположена вдоль Мурманского шоссе, рядом с торговым центром «МЕГА». Вот вы видите это место сейчас на карте. После «Девяткино» это будет вторая станция метро, которая соединит Петербург с Ленинградской областью. А что на территории самого Петербурга? Когда будет построена станция метро «Театральная»? Где будет выход: у Мариинского театра или ближе к Лермонтовскому проспекту у Синагоги? А как обстоят дела со строительством станции метро «Горный институт»? Когда они будут открыты? И почему строительство метро — это так важно не только для нас, пассажиров, но и для всей петербургской экономики. Александр Лисицын продолжит тему».

ТЕАТРАЛЬНАЯ

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Проходка последнего участка перегонного тоннеля между действующей станцией метро «Спасской» и строящейся «Театральной» продолжается и почти завершена. Работы идут на глубине в 60 метров. И с высоты кажется, что туда «новая реальность» еще не добралась. Но это только кажется. Там, внизу, разве что шума поменьше. Не технического, разумеется, а информационного».

Длина финишной прямой — меньше 1000 метров. Здесь уже закончил свою работу щитовой проходческий комплекс — «Петровна». Кстати, он был сделан в Туле — это то самое импортозамещение.

Еще один проходческий щит из Петербурга — габаритами куда крупнее, с немецким паспортом и символичным названием «Надежда» — недавно привезен из Москвы и ждет своего часа на других участках строительства метрополитена.

Но на проходке к «Театральной» импортный гигант не пригодился — он оставляет за собой большой двухпутный тоннель, а наша «Петровна» работает деликатнее — проходит каждый перегон отдельно. А здесь по-другому никак: наверху жилые кварталы Коломны. Историческая застройка нашего города-памятника, безопасность которой важнее скорости проходки.

МАРИИНКА

Мариинский театр и Консерватория — два важнейших культурных памятника федерального масштаба. Наземный вестибюль первоначально собирались строить между ними, а потом эту точку удалось отодвинуть. Причем, не с помощью карандаша инженера, а с помощью палочки дирижера.

ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ,художественный руководитель Мариинского театра:
«Историческая сцена театра и здание Консерватории имени Римского-Корсакова на Театральной площади — это лицо Петербурга и всей России. Поэтому ни один проект, связанный с развитием метрополитена и поиском точки, где может быть определен выход из метро, не может подвергать ни малейшему риску ни одно, ни другое здание. Я думаю, что эти опасения разделяются уже очень многими».

Всего в проекте строительства метро «Театральной» запланировано два выхода. Для одного сейчас ищут новую локацию, второй вполне возможно появится в доме быта на Лермонтовском проспекте.

ДОМ БЫТА

Сейчас это сонный перекресток с небольшим автомобильным трафиком. Но если тут и правда появится новая станция — эта картина резко поменяется. В современном мегаполисе метрополитен начинается не на входе, а на подходе к наземному вестибюлю.

ИВАН ВЕРГАЗОВ,транспортный инженер:
«Нужно делать проезжую часть уже. Смотрите: вот Лермонтовский, 2 ряда в обе стороны, на Декабристов – 3 ряда. Это все можно сделать два раза уже. Это уже даст на Декабристов, например, два метра тротуара. Плюс, тут ходит автобус, это маршрутная сеть, ее тоже надо переделать, остановки ближе к метро ставить, и отдельную полосу движения».

В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры сообщают: на данный момент и Дом быта на Лермонтовском — не окончательный вариант. В разработке новая проектная документация, в ней сразу 5 возможных вариантов расположения.

МИХАИЛ САМБОРСКИЙ,заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга:
«Транспортную схему можно и нужно изменить при необходимости. Перенастроить светофоры, сделать разметку, определить места пешеходных переходов. Это не всегда константа. Иногда менять транспортную схему и нет необходимости. Но вот в случае конкретно «Театральной» изменить ее, скорее всего, придется».

ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

Мы на Васильевском острове. Внутри еще одной строящейся станции метро — «Горный Институт». Здесь еще глубже, чем на «Театральной», поэтому перед спуском вниз журналистам выдают специальные баллоны с кислородом. Идет сварка, вокруг много газового оборудования — техника безопасности превыше всего.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Проходка тоннелей на станции метро «Большой проспект» — так она называется в официальной документации — полностью завершена. Теперь осталась, что называется, «начинка»: укладка рельсов, монтаж инженерных сетей и автоматических систем. Это будет так называемый открытый тип станций: то есть, никаких дверей, там поезда, тут платформа с пассажирами. Если работы будут идти согласно действующим срокам, уже в декабре 2024 года здесь можно будет услышать — «осторожно, двери закрываются»».

Работы на этом участке продолжения оранжевой ветки закончены на 55%. Строители обещают держать темп даже в новой реальности. Главная потеря в импорте — все те же проходческие щиты больших габаритов. Почти все остальное оборудование можно найти у отечественного производителя.

ФЕДОР ЕВТЕЕВ,руководитель проекта:
«Укладчики используются, вот мы сейчас посмотрели станционный блок, все три тоннеля делались вручную, с помощью отечественных укладчиков. Ну, и мы стараемся применять и другое отечественное оборудование».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Еще одно наблюдение сверху. Нам, обывателям, подземная транспортная инфраструктура часто кажется достаточно простой. Ну что это такое: наземный вестибюль, касса, турникет, эскалатор, подземный вестибюль, да два поезда — в одну и другую сторону. На самом деле, любую современную станцию метро можно сравнить с подводной лодкой. Просто все эти сети, узлы, коммуникации и механизмы спрятаны от посторонних глаз».

Отечественный опыт метростроения сейчас и правда становится главным фактором развития подземного транспорта. Московское метро, конечно, больше и старше, зато ленинградская школа — с точки зрения проектирования — экономнее и изобретательнее.

Это у нас придумали использовать в качестве облицовки железобетон вместо чугуна, это у нас спроектировали новые виды станций, например, закрытого типа с установкой раздвижных дверей.

Петербургским проектировщикам, как и строителям, тоже нужно решить важный вопрос с импортом — и в данном случае речь идет об «умных технологиях», без которых сейчас нельзя представить себе ни одну современную станцию метро.

ИВАН СИВАКОВ,заместитель главного инженера по информационным технологиям и развитию Ленметрогипротранса:
«По большинству систем импортозамещение можно найти. У нас производятся и вентиляторы для тоннельной вентиляции, и насосное оборудование, электронная автоматика, системы безопасности, все это в том или ином виде можно импортозаместить. Главная задача сейчас — решить проблему с программным обеспечением, найти, где брать софт».

Сложный грунт и историческая застройка — объясняют проектировщики — специфика центра Петербурга. Ближе к спальным районам проходка идет проще и здесь нашим строителям пригодится столичный опыт. В Москве только в декабре 2021 года открылись разом целых 10 станций метро — вот и нам надо стремиться к таким темпам строительства.

Владимир МАСЛАК,генеральный директор Ленметрогипротранса:
«Развитие метрополитена, в моем понимании, он сейчас ведь довольно активно развивается в Москве, там много чего сделали, много чего применили. И вот если мы даже то, что есть в Москве сейчас перетащим в Питер, это лет на 10 мы точно загрузим свое метростроение достаточно хорошей активной базой».

Разумеется, новая реальность уже повлияла на все стороны нашей жизни. Но это не значит, что наша жизнь остановилась. Строительство нашего метрополитена — это и сохраненные рабочие места, и развитие транспортной инфраструктуры, и улучшение городской среды. И в центре Петербурга, и в его новых районах. Ближайшие планы пока не изменились — 7 станций новых метро к 2024 году.