В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Косоурова, куратор выставки, заведующая Сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Дарина Шарова,ведущая: В эфире наша традиционная рубрика Эрмитаж. Говорим и показываем. В синей спальне Зимнего дворца проходит выставка «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI-XIX веков в собрании Эрмитажа». Прозрачное трёхмерное стекло и яркий текстиль, который имеет плоскую структуру, на первый взгляд, выглядят полной противоположностью, но собраны вместе. Что их объединяет?
Татьяна Косоурова,куратор выставки, заведующая Сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Судя по названию, их объединяет испанский стиль. Действительно Эрмитаж дарит очень необычную выставку, хотя опыт сочетания стекла и текстиля у нас уже есть. Впервые показано испанское стекло, оно дополнено декоративным текстилем. Выставка соединила в себе несколько направлений: научные изыскания, мероприятие в честь Международного года стекла, яркие образы.
Николай Растворцев,ведущий: А если мы перенесёмся в XVI век. Тогда увлечение каталонским стеклом объяснялось не только его высоким качеством, но и верой в его необычные волшебные свойства?
Татьяна Косоурова,куратор выставки, заведующая Сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Да, проверяли, есть ли в сосуде яд. Легенды гласят, что стекло рассыпалось при попадании ядовитых веществ. В составе стекла присутствовал дополнительный ингредиент, который и позволял выявить яды.
Дарина Шарова,ведущая: Ещё одна особенность производства стекла того времени – это так называемое стекло с нитями. Что это такое?
Татьяна Косоурова,куратор выставки, заведующая Сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Стекло с нитями — прерогатива венецианского стекла. На выставке такое стекло можно увидеть именно в испанском варианте. Испанцы не пропускали нить внутри самого стекла, а накладывали сверху.
Дарина Шарова,ведущая: Поговорим немножко о вышивке, которая также представлена на экспозиции. Испанская вышивка и кружево отличаются выбором мотивов, трактовок, своеобразной техникой испанских мастеров. Какой он – испанский стиль? Что отличает его в первую очередь?
Татьяна Косоурова,куратор выставки, заведующая Сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: В вышивках очень характерно использование материалов – кожаные блёстки, которые имитировали металлические. Это характерно для аппликаций XVI и первой половины XVII века. Только в Испании было такое чудо, и мы смогли его продемонстрировать. Самым знаменитым кружевом было Соль от испанского «солнце». Его мотивы состояли из геометрических кругов, заполненных самыми разнообразными стилизованными узорами. Такие яркие декоративные моменты как раз и отличали испанский текстиль. На этой выставке мы смогли показать и народную струю. Это подношения в храм: подзоры, ткани, вышивки. Знаменитая двусторонняя вышивка гладью, когда невозможно отличить лицо и изнанку, яркие краски, кисточки из шёлковых нитей по бокам – всё это особенности испанских декоративных тканей.