Малые скульптуры города и их история — в репортаже Александра Лисицына.
Петербург уже больше 300 лет рассказывает историю нашей страны на своих улицах и проспектах — в том числе с помощью монументальной скульптуры. Это мировые шедевры, ради которых в наш город едут туристы, даже сами горожане — и те на секунду остановятся, и не смогут пройти мимо.
Александр Лисицын,корреспондент: «Памятник Екатерине II на площади Островского — императрица и ее фавориты в бронзе и граните. Памятник Ленину у Финляндского вокзала — знаменитое «Да, здравствует Великая Октябрьская революция» в стиле раннего конструктивизма. Мозаичный слон на улице Тореза — африканский гость в самом северном мегаполисе мира. Ладно, последнее утверждение — это, конечно, ирония. Не слон, а слоник — вот он ростом всего-то полметра, в небольшом петербургском дворике».
У этого слоника нет даже странички в Википедии, его нет в путеводителях, но для местных жителей эта скульптура — часть их гармоничной среды, часть их Петербурга, как Медный Всадник или Александровская колонна. И таких примеров в нашем городе — сотни.
Малые скульптурные формы были в дореволюционном Петербурге. О том, что Кунсткамера — первый и один из главных музеев России известно каждому школьнику. О том, что с Университетской Набережной можно завернуть за угол и найти небольшой переулок, ведущий во двор, знают даже не все жители Васильевского острова.
Десяток идолов, да еще и выставленных по кругу, будто портал в другое измерение. В интернете про них пишут всякое: что это Майя или Ацтеки, что доставили их в Петербург на корабле, который попал в шторм и большая часть грозных божков утонула, что будто в этом месте нельзя обманывать и здесь дают друг другу клятвы влюбленные. Все это неправда.
Это культура Сан-Агустин — 4000 тысячи лет до нашей эры — открыли ее немецкие путешественники в 19 веке и привезли идолов в Европу.
Парк Победы, советские 50-е. Вокруг скульптуры — летчик, труженица тыла — и вдруг — посреди аллеи — две бронзовые девушки в купальниках. До войны здесь тоже планировали разбить парк, только обычный — культуры и отдыха. 30-е и 40-е — культ спорта, тела и энергии. «Девушка с веслом», «Пловец», «Боксер» и другие скульптуры на эту же тему украшали любой ЦПКИО страны и презентовали СССР как самую спортивную нацию мира за рубежом.
Скульптурная композиция «Две физкультурницы» из Парка Победы — точная копия той самой, что гостила в Нью-Йорке. Скорее всего, этот осколок довоенной эпохи здесь неслучайно — архитекторы оставили память о несбывшемся ЦПКИО.
Небольшая мастерская на Пряжке. Внутри знакомая всем жителям Петербурга женская фигура в платье. Эта скульптура появилась в одном из скверов еще в 80-х, чудом уцелела, хоть и не раз пострадала от вандалов в 90-е, а потом стала хитом интернета — уже в наше время. Ее раскрашивали, надевали на нее платье и даже противогаз. Знаменитая «Венера Коломенская» до сих пор не числится на балансе у районных властей, так что деньги на реставрацию собирали местные жители. Непросто было и найти автора скульптуры.
Автором «Венеры Коломенской» оказался художник Борис Семенов. Его мать Ольга во время Блокады была штукатуром-маляром. После ее смерти скульптор сделал три женских фигуры с одинаковым лицом. Одну поставил на могиле матери, вторую у дома в Почтамтском переулке, где они жили, третью — в небольшом скверике в Коломне.
В мастерской с «Венеры» сняли 9 слоев краски. Выяснилось, что повреждения серьезнее, чем казалось сначала. У скульптуры сломаны обе руки и плечо, бетонный каркас весь в трещинах — восстанавливать надо без спешки и буквально по крупицам — женскую фигуру планируют вернуть весной. Реставрацией занимается профессиональный скульптор. Каждый день, по 3-4 часа, после 8-часовой смены на основной работе.
Улица Марата. По карнизу второго этажа крадется кошка Тишина Матроскина. Вместе с Елисеем и Василисой с Малой Садовой — это часть триптиха скульптора Владимира Петровичева. Тишина, или Тиша как ее еще называют, символ знаменитых художников Митьков. Художник Дмитрий Шагин рассказывает, что три года назад скульптуру попытались украсть вандалы — но эта кошка «гуляет сама по себе».
Прямо во время интервью к нам подходят две дамы. В руках у них несколько листов А4 — это они сами себе придумали маршрут экскурсии. Биография Тиш Матроскиной занимает сразу 9 абзацев и заканчивается приятным сюрпризом — знакомством с главным «Митьком».
В наше время в Петербурге стало еще больше миниатюрных скульптур. Иногда их даже хватает на целый парк, как во дворе здания 12-ти коллегий.
Типичная современная городская скульптура — «Бегемотиха Тоня». Находится во дворе филфака СПбГУ, в укромном месте, так сразу и не заметишь. Разумеется, есть легенда, что Тоня помогает в делах сердечных. Юношам, если потереть правое ухо, и девушкам, если потереть левое. И нельзя не заметить, что именно левое ухо несколько популярнее правого.
Малые скульптурные формы тоже рассказывают историю нашего города. Они и сами все разные: оригинальные и милые, смешные и нелепые, иногда загадочные и пугающие. Их редко встретишь на площадях и проспектах — они прячутся во дворах-колодцах, тихих скверах и переулках. Их история — тоже способ поиска уютной гармоничной среды и ответ на вопрос: а как менялись эпохи, стили, жанры и, в конце концов, мы сами.